ИСКУССТВО, НАУКА, ПРОСВЕЩЕНИЕ В КОЖЕ ТЮЛЕНЯ И КОРОВЫ
Издательство "Редкая книга из Санкт-Петербурга" представило в Эрмитаже уникальную "Сагу об исландцах".<br>
Эрмитаж порой представляет выставку одного живописного шедевра кисти какого-либо всемирно известного художника. На этот раз в экспозиции музея - одна книга "Сага об исландцах", созданная в издательстве "Редкая книга из Санкт-Петербурга".
Каждая книга издателя Петра Суспицына не только эксперимент - произведение искусства. Об этом говорит и количество экземпляров, которое невозможно назвать тиражом. Подготовлен лишь десяток пронумерованных и подписанных издателем экземпляров, один из которых подарен музею. Да и эти десять книг выполнены по-разному. Половина - нечетные - с использованием коровьей кожи, тюленьей шкуры, серебра, медно-золотого сплава, горного хрусталя. Четные - с применением только коровьей шкуры, к серебру, уникальному сплаву и горному хрусталю добавлен льдистый кварц.
Большой том содержит сорок шесть листов с каллиграфией и сорок восемь гравюр, из которых сорок напечатано на отдельных листах дополнительно в пяти экземплярах и имеют римскую сигнатуру.
Четыре цикла "Саг" разительно отличаются друг от друга, потому что каждая часть проиллюстрирована разными художниками. Юрий Боровицкий работал над "Сагой об Эгеле", Борис Забирохин иллюстрировал "Сагу о Греттире", Михаил Гавричков делал гравюры к "Саге о Гуннлауге Змеином Языке", Юрий Люкшин - офорты к "Саге о Ньяле". Украшает издание каллиграфия московского художника Юрия Ноздрина, который, не подражая стилистике рунического письма, использовал темы восточнославянской скорописи ХVII века. Над переплетом в виде рамки литого серебра, подсвеченного медно-золотистым сплавом, со средневековым исландским орнаментом работали Павел Екушев и Виктор Никольский.
Древнеисландское слово saga означает "сказанное, рассказанное". И этот жанр стал самым ярким в литературе этой страны. Бывают "саги о древних временах", рассказывающие о тех событиях, когда Исландия еще не была заселена, "епископские саги", саги о жизни исландцев в XII - XIII веках, "лживые саги" о вымышленных историях с элементами фантастики. Наиболее оригинальными и интересными для читателей стали "родовые саги", которые иначе назывались "саги об исландцах". Историки целое столетие - с 930 по 1030 год - называют "веком саг".
"В исландских сагах лучше всего воплотился тот дух северной романтики, символичности и жестокости, который викинги положили в основание российской государственности", - так считает Михаил Борисович Пиотровский, говоря о близости волшебного эпоса исландцев нам.