КАК ПОЛИТИКА ПОБЕДИЛА КИНО
57-й Каннский фестиваль завершился сенсационным решением жюри. <br>
Такого, несомненно, следовало ожидать именно от Квентина Тарантино, который в очередной раз продемонстрировал, что в мире десятой музы нет более свободного от стереотипов и авторитетов человека. Высокое жюри Каннского кинофорума под его предводительством в субботу приняло историческое решение. "Золотая пальмовая ветвь" была присуждена документальной картине американского режиссера Майкла Мура "911 по Фаренгейту".
Эта картина сама по себе есть жесткий и документальный отчет о бездействии лидера Америки, его беззаботности и безалаберности в первые месяцы 2001 года, когда со всех сторон ему поступали сигналы о грозящей опасности. В один из моментов фильма звучит даже унизительная цифра: 42 процента своего рабочего времени господин Буш просто отдыхал, не выполняя свои прямые обязанности. Все это соответственно иллюстрируется умело подобранными и смонтированными кадрами.
Вручение же самой награды больше походило на демонстрацию единства взглядов и совершенно нескрываемой неприязни к той политике, которую проводит в мире президент США Джордж Буш-младший. Тарантино, оглашая решение, эффектно и с плохо скрываемой радостью произнес: "Заявляю, что для нашего жюри и для всего фестиваля большая честь присудить "Золотую пальмовую ветвь" этой картине". Таким образом, были опрокинуты все прогнозы с точки зрения эстетики, и в дело вмешалась политика. Пожалуй, это самое политизированное решение жюри в Каннах за последние годы. В последний раз нечто подобное произошло в 1981 году, когда главную награду присудили фильму "Человек из железа" Анждея Вайды, в котором воспроизводилась биография лидера "Cолидарности" Леха Валенсы. Самому Тарантино и его жюри пришлось даже впервые в истории фестиваля давать пресс-конференцию, на которой разъяснялись мотивы принятого решения. С одной стороны, выяснилось, что оно не было единогласным. А с другой - в основу оценки был положены художественные, а не политические критерии.
Историчность нынешнего момента заключается в том, что Америка проиграла там, где раньше всегда выигрывала, - на территории кино. Кроме того, впервые с 1956 года в Каннах "Ветвью" увенчан неигровой фильм. Получая приз, Майкл Мур произнес прочувствованную речь, обращенную к жюри: "Ваше решение высветило многое. Теперь надеюсь, что мою картину смогут увидеть в моей стране. Ведь многие люди хотят знать правду, а многие не хотят слышать правды, пропуская ее мимо ушей. Однажды один президент-республиканец призвал членов своей партии сказать людям правду, и тогда Америка будет спасена. И у нас сейчас ровно такой же момент. Я посвящаю эту награду детям Ирака и Америки и всем, кто страдает от наших действий". Антибушевское возбуждение на церемонии приняло явно солидарный характер, когда даже лауреат премии за лучший сценарий Агнес Жаун (фильм "Как картинка"), получая приз, выразила радость по поводу присуждения "Ветви" Майклу Муру.
На этом фоне еще более впечатляющим выглядит общее поражение Голливуда в окончательном раскладе наград в нынешних Каннах. Гран-при жюри получил фильм корейского режиссера Пак Чен-Вука "Старый мальчик". Лучшей актрисой фестиваля была названа китаянка Мэгги Чеунг за роль в фильме француза Оливера Ассаяса "Завязавшая". Лучшим актером жюри назвало четырнадцатилетнего японца Егиро Юги ("Никто не знает"). Лучшим режиссером был признан Тони Гатлиф за фильм "Ссыльные". Еще одним политическим демаршем жюри можно назвать решение о присуждении "Золотой камеры" режиссеру Кериму Кидаи за фильм "Мое сокровище", в котором парадоксальным образом рассказывается об отношениях палестинцев и израильтян.