НЕЗАБЫВАЕМАЯ ГЛИКЕРИЯ ВАСИЛЬЕВНА
К 100-летию "королевы смеха" Гликерии Богдановой-Чесноковой.<br>
Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова прослужила в Ленинградском театре музыкальной комедии свыше тридцати лет. Ее знали и знают практически все. И каждый при ее имени обязательно улыбнется.
Комическое дарование актрисы было уникально. Она радовала публику самим фактом своего пребывания на сцене, ибо была невыразимо, неотразимо смешна. Сама ее фактура, казалось, была специально создана для этой цели. Грузная, располневшая фигура, неожиданно легкая в танце, а иногда нарочито неуклюжая. Странного тембра голос - то визгливый фальцет, то рычащий бас. Лицо ее можно было бы назвать красивым, если бы не непомерно большой, какой-то гоголевский нос. Да и творчество ее было сродни Гоголю, с его непринужденным, подчас вызывающим попиранием "реализма", а то и просто здравого смысла.
Она часто пользовалась балаганными приемами, ибо могла позволить себе все, вплоть до любых скабрезностей и нелепостей. Самые строгие блюстители хорошего вкуса пытались осуждающе покачивать головами, сами давясь от смеха, и наконец сдавались, так сказать, на милость победителя. Противостоять было нельзя. Она не особенно заботилась о "правде образа", добавляя в роль все, что в данный момент придет в голову. Однако тщательно отделывала пластический рисунок. Ее "фирменный" удар по колену, кажется, никому не удалось повторить в точности. (Это был трюк в роли Матильды Волны-Задунайской из спектакля "Мы хотим танцевать".)
Не гнушалась Гликерия Васильевна и эпизодическими ролями, и каждый раз ее небольшая сценка оказывалась ярким пятном в спектакле и неизменно отмечалась в рецензиях. Но - что поделаешь! - судьба многих характерных актеров оперетты такова, что самые удачные их работы часто связаны со спектаклями-однодневками, названия которых нынче ничего не скажут. И какое счастье, что режиссеры Юлий Хмельницкий и Ян Фрид сняли актрису в своих лентах "Мистер Икс" и "Летучая мышь". Роль жены королевского прокурора, обучающей перезрелую дочь приемам завлечения мужчин, забавна, но не более, да и актриса была уже на исходе творческих сил. Зато Каролина в "Мистере Икс" в партнерстве с Григорием Яроном (Пеликан) - шедевр высокого комизма, эталон настоящей буффонады.
И если правда, что смех продлевает жизнь, то зрителям Гликерии Васильевны суждено жить долго. А самой ее уже больше двадцати лет нет с нами. Но забудут ее не скоро.