КОМПРОМИССА МЕЖДУ БОЛЬШИМ ИСКУССТВОМ И РЕКЛАМОЙ ПАМПЕРСОВ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ...

Юрий Гольдин, главный режиссер телеканала "Культура"

Последнее время частенько слышу: "Смотреть нынче по телевизору почти совершенно нечего. Только "Культуру" и смотрю. Да к тому же там рекламы нет..." Действительно, телеканал "Культура" для определенной части зрителей стал отдохновением. Те, кто его смотрит, говорят о нем, во всяком случае, без раздражения... - Юрий Александрович, чем же все-таки определился успех вашего телеканала? - Никто поначалу к нему всерьез не относился. Но постепенно он стал для думающей и читающей публики чуть ли не единственным. Успех его определился с самого начала теми людьми, которые его создали: Михаилом Швыдким и Татьяной Пауховой. Создавая этот канал, они четко представляли себе, на какие критерии - творческие, художественные, идеологические - следует опираться. И критерии эти с самого начала резко отличались от всех других телеканалов. "Культура" создавалась не так, как положено. В частности, без рекламы. Это в то время, когда все только рекламой и занимались, только в ней и видели жизнь. Этот канал был изначально освобожден от понятия "рейтинг", который во многом, как мне кажется, нынче объясняет глубокий кризис нашего телевидения. Телеканал "Культура" нашел свою небольшую, но преданную аудиторию... Так было поначалу. А теперь, хоть этого никто не произносит вслух, государству все труднее содержать этот безрекламный, безрейтинговый канал. На практике получается, что он финансируется по остаточному принципу. И осуществлять творческую деятельность в эфире телеканала становится все труднее. - Почему? - Денег все меньше, а телевизионных начальников все больше. - Но ведь благодарная аудитория канала явно расширяется. Рейтинг растет... - Не совсем так. Цифры показывают, что телеканал "Культура" смотрят 3-4 процента населения страны. Да и не должно быть больше. Это аномалия, если большее количество сидит у телевизора и слушает Спивакова или Башмета. Но канал существует без рекламы и рейтинга, то есть количество смотрящих ему не очень важно. Но следом возникают ножницы - два пути. Первый, с которого все начиналось: мы канал, созданный государством для пропаганды высокого искусства и поддержания русской культуры. Это одна, вполне ясная позиция. Но есть и другая. Надо пробежать стометровку за 10 секунд, но сделать это красивее всех. Такого, как известно, не бывает - либо красивее всех, либо быстрее. Если говорят, что у вас мало классической музыки, ее должно быть больше, и тут же требуют поднять рейтинг, то это абсурд. Высокое искусство и высокий рейтинг не совместимы. Высокий рейтинг - это, к сожалению, падение вкуса. Можно попытаться искать компромиссы, и их можно найти. Только это не могут быть компромиссы между большим искусством и рекламой памперсов. Такого компромисса не существует. Может идти речь о поддержании канала какими-нибудь гиперкорпорациями. Всего канала в целом, а не отдельных его проектов. Робкие шаги в этом направлении предпринимаются. Например, сотрудничество с компанией "Интеррос". В скором времени на канале должен появиться рекламный ролик, который сообщит о том, что благодаря компании "Интеррос" на канале "Культура" нет рекламы. Вот это и есть создание собственной рекламной структуры. Это реклама, связанная с телом и духом канала. Если такой рекламы, такой поддержки не будет, государство должно взять заботы о канале на себя. Но взять так взять и перестать говорить об экономической рентабельности канала, о телеканале как бизнесе. Словом, необходимо решение в ту или иную сторону. Иначе телеканал оказывается нужен только зрителям, а наш зритель, как известно, неплатежеспособен, как это происходит в западных странах. Сельские учителя и библиотекари не могут содержать телеканал. Телевидение стоит денег, и денег больших... А пока мы существуем благодаря изобретательности программного вещания, таланту многих творческих людей на нашем канале. Но этот источник исчерпаем, если его не подпитывать новыми идеями, реализация которых требует значительных средств. - А на вашем канале есть новые идеи? Ведь сейчас много говорят о кризисе новых идей на телевидении... - Вы правы, кризис налицо. Но и новые идеи, так или иначе, постоянно генерируются. Во всяком случае, на нашем канале. Другое дело, воплощаются ли они. Вот, например, идея, как мы его называем, Культурный центр. Это показ закулисья в прямом эфире, когда все пространство телеканала становится доступным для зрителя. Днем он видит за огромной прозрачной стеной, как репетирует Спиваков, а в 19.00 концерт, который только что репетировался, будет показан опять же в прямом эфире. Не буду пока касаться подробностей, но поверьте, что это очень красивый проект. Подобные каналы уже существуют в Европе. Их пока очень немного, но они имеют большой успех. И это понятно - в любом театре зрителю интересно закулисье. Зритель постепенно привыкнет, что в центре Москвы есть здание со стеклянной стеной, где существует телеканал "Культура". И можно подъехать на эту Малую Никитскую и увидеть за этой стеклянной стеной павильоны, из которых идет прямой эфир. Это совершенно другие взаимоотношения зрителя и телеканала... Или телетеатр. Сегодня он пребывает в том же виде, в каком существовал в 60-е годы прошлого века. Театр не нужно снимать на камеру. У него огромное будущее в стилистике реалити-шоу. Огромный ангар с 5-6 репетиционными площадками и центральной сценой. В этот ангар в режиме нон-стоп заходят ведущие режиссеры со своими группами, с заранее проработанным материалом и начинают репетировать. И все это снимается многокамерной съемкой, с насыщенным изображением, обрабатывается клиповым монтажом, а потом каждая группа показывает итог своих репетиций на центральной площадке в прямом эфире. А сколько есть идей по поводу программ о живописи. Ведь и эти передачи, когда о своих коллекциях рассказывают Гусев или Пиотровский, сейчас снимаются как 20 лет назад. А если Гусев, рассказывая, входит в глубь картины и начинает повествовать о том, что вдохновило художника на вот этот зеленый луч, который светит ему, Гусеву, сейчас прямо в лицо... Интересно? Безумно интересно, это настоящее сегодняшнее телевидение... И такая игра, безусловно, стоит свеч...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.