ГДЕ ЗАЖИГАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ
Новый проректор СПбГАТИ - о новой жизни Учебного театра.<br>
Мы по праву гордимся нашими театральными и киноактерами. Они ни в чем не уступают актерам мирового класса, разве что гонорары у них совсем иные, нежели у голливудских звезд. Как же происходит у нас пополнение актерской братии? Откуда берутся в нашем городе молодые таланты? Нехитрый поиск приводит на Моховую, 35, туда, где располагается Учебный театр при Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Именно здесь впервые на суд публики выходят будущие властители сцены и экрана. На этих подмостках делали первые шаги в искусстве Андрей Толубеев и Марина Неелова, Николай Олялин и Леонид Мозговой, Михаил Боярский и Сергей Мигицко, а также многие, многие другие.
Учебный театр, год назад открывшийся после 12-летнего капитального ремонта, живет особенно напряженной творческой жизнью. На вопрос о том, каким образом происходит вхождение студентов в большую театральную жизнь, отвечает новый проректор по организационно-творческой работе, доктор искусствоведения Светлана Мельникова.
- Когда маститые корифеи выходят на эту сцену для того, чтобы поприветствовать молодых, они всегда невольно вспоминают, как впервые встретились с публикой именно на дипломном спектакле. А зритель здесь - особенный, благодарный и искренне готовый к встрече с новыми лицами.
- Ведь Учебный театр обосновался в 1962 году в здании бывшего ТЮЗа?
- Не только ТЮЗа. В 1900 году здесь открылось Тенишевское коммерческое училище, частное привилегированное учебное заведение для мальчиков. Среди его выпускников - поэт Мандельштам, писатель Набоков, литературовед Жирмунский. В театральном здании училища выступали Блок, Маяковский, Есенин, Гумилев, Ахматова. А в 1914 году показал свои знаменитые спектакли "Балаганчик" и "Незнакомку" Мейерхольд. В 1922 году здесь поселился ленинградский ТЮЗ, которым руководил замечательный режиссер и педагог Александр Брянцев. И только через сорок лет в оригинальном тенишевском амфитеатре зазвучали голоса студентов Театрального института.
- Вы считаете, что спектакль Учебного театра имеет только педагогическое значение, или поскольку он существует для зрителей, то должен оцениваться как художественное явление?
- Уникальность учебных спектаклей состоит в том, что они должны объединять в себе обе задачи. Иногда одна из них превалирует, порой они конфликтуют. Когда же они органично переплетаются, случается театральное чудо. Их знавала Моховая: еще живы легенды о "Зримой песне" и "Людях и мышах" на курсе Товстоногова, "Братьях и сестрах" и "Ах, эти звезды!" на курсе Кацмана и Додина. Вы тоже помните времена, когда Моховую перекрывала конная милиция, - толпы зрителей жаждали проникнуть в театр, в котором хватало места только для пятисот человек. Всю свою юность я провела на ступеньках Учебного театра, потому что свободных мест никогда не было!
- А как быть тем мастерам, которые хотят работать не на сцене-арене, а в уютной театральной "коробке"?
- Для этих целей у нас есть Малая сцена - на 70 мест. Только что в последний раз был сыгран спектакль "Идиот" по Достоевскому на курсе Галины Барышевой, и его трудно представить в ином пространстве. Сложнейший материал воплощался студентами на расстоянии вытянутой руки, и в этом состояла особая ценность момента: публике стали доступны тончайшие психологические нюансы в поведении героев. При этом те же студенты бесстрашно ведут себя на большой сцене в музыкальном спектакле "Голоса ушедшего века", где талантливо исполняют популярные песни и романсы. Некоторые учебные спектакли идут на сценах тех театров, при которых набирались актерские курсы: этой весной сразу четыре дипломных спектакля показывал курс Владислава Пази в Театре имени Ленсовета.
- А как же те спектакли, которые играются только в Академии? Они умирают, причем, так сказать, насильственной смертью: курс закончил - спектакль исчез.
- Вы правы, наши постановки недолговечны, но в этом их прелесть. Наши студенты всегда хотят играть, им никак не наиграться за отведенные им полтора-два года, поэтому их творческий энтузиазм, бьющая через край энергия, полнейшая самоотдача, которой может позавидовать любой профессиональный актер, привлекают особое внимание: такого ощущения вы не получите больше нигде.
- Что предпочитают ставить нынешние мастера?
- Судите сами: идут сразу две комедии Островского - "Правда хорошо, а счастье лучше" курса Сергея Паршина и "На всякого мудреца довольно простоты", класс Владимира Петрова. Тонкие психологические мотивы освоили студенты Григория Козлова в чеховской "Чайке", замечательно поют и танцуют студенты во "Французских водевилях" класса Петрова, "Небесных ласточках" (класс Барышевой) и замятинской "Блохе" класса Игоря Богданова. Публика буквально ломится на шекспировских "Ромео и Джульетту" (курс Вениамина Фильштинского), а на "Трех мушкетеров" класса Андрея Андреева умудряются приходить даже младшие школьники. Современная пьеса - редкий гость на наших подмостках, впрочем, как и в других питерских театрах. Хотя на курсе Фильштинского все же репетируется "Ю" Оли Мухиной, и все с нетерпением ждут результата этого эксперимента.
- Остальные театры обычно гастролируют. Как обстоит с этим дело у вас? Зарабатываете ли гастролями?
- Наши спектакли часто принимают участие в международных и всероссийских фестивалях: в фестивале учебных спектаклей "Подиум" (Москва), два наших спектакля были показаны на фестивалях в Ярославле и Курске, некоторые студенты побывали в Польше, Румынии, США. Так что гастролями не зарабатываем, но не потому, что деньги не нужны, просто цели у нас совсем иные. Надеюсь, питерские зрители еще успеют хоть что-нибудь посмотреть в Учебном театре "На Моховой" - сезон закроется 20 июня. Как знать, вдруг вам повезет, и вы сможете распознать будущую театральную звезду! Кто-то впервые увидел здесь Николая Фоменко, Дмитрия Нагиева, Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Михаила Трухина - неслучайно называю не просто популярных актеров, но шоуменов и кинозвезд.
- Вопрос "на засыпку": в чем же все-таки особенность петербургской театральной школы, если таковая имеется?
- Имеется. Отвечу словами нашего ректора Льва Геннадиевича Сундстрема: "Наверное, она определяется высокой культурой сценической традиции, ориентированной в равной степени на российский и европейский театральный опыт". Лучше и не скажешь.