"АХЕ" И ДРУГИЕ
Совсем недавно, в мае, мы уже писали о новом спектакле театра "АХЕ" "Господин Кармен". Спектакль 1999 года "Пух и прах" в конце мая был показан на III Международном фестивале "Театральный остров" в Театре сатиры на Васильевском. И вот в июне у тех, кто не попал на фестиваль, есть возможность посмотреть на той же сцене не только "Пух и прах" (12-го и 13-го числа), но и еще более раннюю "Белую кабину" (15-го и 16-го числа). <br><br>
То, что "АХЕ" зачастили на родину, не может не радовать - даже тех, кто не является поклонниками их творчества. Ведь это знак того, что условия театральной жизни пусть немного, но меняются в лучшую сторону. В 90-е годы ахейцев чаще видели на фестивалях в Потсдаме, Кракове, Брюсселе. Так же как и театр Derevo, "ЧерноеНЕБОбелое", "Формальный театр", как Вячеслава Полунина, наконец. Все они в 1980-1990-е годы начали заниматься "другим" театром и в поисках признания, денег и крыши над головой уехали колесить по европам, где успешно нашли все вышеперечисленное (подчеркиваю, что все эти театры - обладатели престижных европейских наград). Сейчас мы видели спектакли Derevo весной прошлого и этого года и снова ждем их в сентябре. "ЧерноеНЕБОбелое" показали ретроспективу своих работ в Москве - жаль, не доехали до нас. Основатель "Формального театра" Андрей Могучий в июне показывает на арене цирка проект "Кракатук" по мотивам гофмановского "Щелкунчика" (подробнее об этом в следующих номерах "НВ"). Недавно в Москву и в Петербург приезжал Полунин. "АХЕ" привозят свои спектакли... Они ищут любую возможность показать то, чего они достигли здесь, в России. Некоторые, как Антон Адасинский из театра Derevo, прямо говорят о том, что будь у них здесь площадка для работы, не раздумывая бы вернулись в Петербург (у них есть своя сцена в Дрездене).
Конечно, смешно сейчас мечтать о том, что такой гражданин мира, как Полунин, будет работать только у нас. Да и зачем? Талант должен быть открыт для всех. Возможность делать совместные проекты с европейскими театрами, ездить на гастроли, брать призы на международных фестивалях - кто сейчас откажется от этого? Не иметь возможности выступать в родных стенах, перед русской публикой - не потому, что не пускают, а потому, что нет ни достойных условий работы, ни соразмерной оплаты труда, - вот что грустно. В который раз остается вспомнить о проекте Центра современного искусства на территории Новой Голландии - и вздохнуть. Будь у Петербурга подобная площадка для всех, кто ищет в театре в частности и в искусстве вообще пути в новое, - наши же таланты приезжали бы к нам чаще и даже оставались погостить.