ГОРОД НАД ВЫЧЕГДОЙ

Здесь есть все, включая Парму и Париж.<br>

Добираться до Сыктывкара, особенно если поездка - деловая, лучше самолетом. Дорога (как и из Москвы) займет всего часа полтора. А вот поезд будет тащиться почти двое суток. Небольшой аэропорт находится не только в городской черте, но и на одной из главных улиц, так что путешественник, выйдя из самолета, оказывается на месте. С учетом очень близкой Петербургу географической широты можно было ожидать и схожей холодной погоды, но свитера не понадобились - даже ближе к вечеру, когда прилетел самолет, температура была + 24... Во всех отношениях великолепная гостиница "Югор" обнаружила лишь два небольших недостатка. Во-первых - злющих и многочисленных (из-за близости реки) комаров. Этот недостаток легко нейтрализовался при помощи фумигатора, очень кстати обнаружившегося в номере. Второй недостаток оказался также не слишком серьезен. Коллега, из спортивного интереса заказавший в ресторане "тещин язык", ждал его больше часа. Видимо, теща попалась боевая... Рядом с гостиницей, в парке на берегу реки, в огромном количестве собиралась отмечать "последний звонок" местная молодежь. Давным-давно не видел столько девочек в белых фартучках и таких же бантиках (пусть и с бутылкой пива в руке). Гулял в эту ночь практически весь город, однако ни один из многочисленных коллег ни разу не столкнулся не только с хулиганством, но даже и с разговором на повышенных тонах (разумеется, девчоночий смех и визг не в счет). Крупный (и единственный) городской район - Эжвинский, в котором живут более 56 тыс. человек. От Эжвы далеко отстают ближние пригороды Сыктывкара - поселки городского типа Верхняя Максаковка, Краснозатонский и Седкыркещ, в каждом из которых жителей не более 9 тыс. человек. Посетить еще какие-нибудь города путешественнику будет не просто при всем желании, поскольку ближайшие из них - Микунь, Емва и Коряжма (она уже в Архангельской области) - даже по прямой находятся соответственно в 80, 96 и 196 км. Реальная же дорога до них тянется от 100 до 400 км. Вероятно, удаленность от шумных центров имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны, но на темпе жизни горожан это сказывается безусловно положительно - совершенно нет суеты, все гораздо тише и спокойнее. Город, особенно по столичным меркам, совсем небольшой, жителей - около 240 тысяч, но строится. Его центральная часть, без пригородов, из конца в конец - или минут 40-50 пешком, или 40 рублей на такси. Таксисты - люди дружелюбные и не хищные даже среди ночи. Правда, ни один из них не смог сказать нам, что же символизирует трехперьевая стела на одной из центральных улиц. Кстати, и "народное" название скульптурной группы у Вечного огня, изображающей трех женщин, протягивающих к огню длинный венок, безусловно воспринятое бы в Петербурге как кощунство ("тетки жарят крокодила"), здесь звучит естественно и по-доброму. Да и правда похоже... И именно сюда после загса приезжает с цветами та самая "непочтительная" молодежь. Вот здешние дороги - это беда... Возможно, Сыктывкар и был глухим таежным поселком, когда, скажем, в 1897 году в нем жили 5 тысяч человек... Сейчас здесь есть все: культура, наука, образование. Есть Коми научный центр РАН, университет и педагогический институт, Лесной институт петербургской Лесотехнической академии, несколько театров и филармония. Eсть в городе квартал с названием Париж (его строили французы) или кинозалы "Парма"... Нет, к Италии они отношения не имеют. На языке коми "парма" означает "лес, тайга". Тоже красиво. Нынешний Сыктывкар известен с 1586 г. как зырянский (от народности коми - зырян) погост Усть-Сысольск при впадении реки Сысолы в Вычегду. В 1780 г. он стал городом Усть-Сысольском, уездным центром Вологодской губернии. Местное население на свой лад стало называть город "Сыктывдин" ("Сыктыв" - принятое у коми название Сысолы, а "дин" - "устье", т. е. "место в устье Сысолы"). С 1921 г. Усть-Сысольск стал центром автономного округа Коми (Зырян). В 1930 г., когда отмечалось 150-летие города, его переименовали в Сыктывкар, ("кар" с языка коми переводится как "город", т. е. Сыктывкар - "город на реке Сыктыв"). В период 1936-1991 гг. он был столицей Коми АССР, с 1991-го и по настоящее время - столица республики. Разумеется, нельзя не вспомнить, что в свое время она была одним из крупнейших островов ГУЛАГа и именно здесь проходит ставшая для многих последней в жизни трасса на Север (Котлас - Ухта - Инта - Воркута). Та самая, "где мчит курьерский..."
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.