ЮВАЛ ВАЛЬДМАН И СТИВЕН ПЕРИЛЛО: МЕЖДУНАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОСТЫ ПРОЧНЕЕ БЕТОННЫХ...
Вчера, 3 июня, в петербургском Доме композиторов прошел первый концерт из серии концертов, объединенных проектом "Музыкальный мост", который соединил современных петербургских и американских композиторов.<br>
Мы беседуем с двумя участниками этого проекта с американской стороны - Ювалом Вальдманом и Стивеном Перилло. Первый немолодой, полный, невысокий, энергичный и эмоциональный, другой молодой, высокий, немногословный и сдержанный, но улыбчивый. Ювал прекрасно говорит по-русски, Стивен не знает ни слова и вообще впервые в России...
- Откуда у вас такой прекрасный русский язык?
- Я уехал из России, когда мне было 8 лет, я из Львова, с Украины. Мы уехали сначала в Польшу, потом в Израиль, Швейцарию, Италию, Францию, Америку. Будучи маленьким мальчиком, я много читал, но потом около 30 лет почти совсем не говорил по-русски.
А потом на Запад, в Америку, стали приезжать русские иммигранты-музыканты. Это уже в 80-90-х годах. Из них начали формировать русские оркестры, это был как переход, мостик к другой, новой профессиональной жизни. Понадобился человек, который бы знал и западную, и русскую музыкальную культуру и профессиональную жизнь, да еще и хорошо говорил бы по-русски и понимал особенности русского менталитета. И мне предложили стать дирижером такого оркестра.
- А какое образование вы получили?
- Я закончил три высших школы, даже больше: академию музыки в Тель-Авиве, потом консерваторию в Париже, консерваторию в Женеве, получил магистерскую степень в Индиана-университет... В результате я солирующий скрипач и дирижер. Кроме того, последние 30 лет организую международные фестивали. Большой фестиваль в Португалии - Бах-фестиваль, очень популярный фестиваль, он длился 10 лет. Потом Джефферсон-фестиваль в Вашингтоне. Джефферсон, 3-й президент Соединенных Штатов, был любителем-музыкантом, хорошо играл на скрипке и собрал замечательную нотную библиотеку: 5-6 тысяч различных произведений. Я 2 года разбирал это наследие для того, чтобы организовать фестиваль.
А в прошлом году в штате Нью-Йорк, где я преподавал, познакомился с петербургским композитором Григорием Корчмаром. Он приехал в США как гость. И вот я предложил ему накануне 300-летия Петербурга сделать совместный проект, основанный на том, что в Америке очень мало знакомы с музыкой петербургских композиторов, а в Петербурге тоже плохо знают современную американскую музыку. Я предложил такой мостик создать. Дать несколько концертов русской музыки в Америке, а здесь сыграть американские произведения. Вот этот концерт 3 июня так и называется "Мост Санкт-Петербург - Нью-Йорк". Мы сыграем сонату Корчмара, квартет Андрея Петрова. Потом три американских произведения.
- Какое направление преобладает сейчас в современной американской музыке?
- Сейчас невозможно говорить о каком-то одном направлении. Это раньше и в русской музыке, и в американской были школы. Теперь такого понятия нет. Множество разных направлений. Я когда говорю об этом, сравниваю с американским супермаркетом, где продается 60 разных зубных паст. Можно выбирать. Вот, например, Стивен, творчество которого я очень ценю, получил серьезное музыкальное образование. Он учился в Бостоне. Но как молодой человек очень интересовался джазом и рок-н-роллом. И это, конечно, отразилось в его музыке. Ведь и при жизни Бернстайна считалось, что он пишет не серьезную, дешевую музыку. А теперь мы понимаем, что он был настоящий гений американской музыки.
- Вы были знакомы?
- Да.
- Что он был за человек?
- Очень обаятельный. У него было всего больше чем надо. Больше энергии, больше ума, иронии, секса, любви - всего больше.
- А концерты петербургской музыки в Америке уже состоялись?
- Да. Прошло 4 концерта.
- Где?
- В Нью-Йорке, Нью-Джерси, Филадельфии и Вашингтоне.
- Стив, а теперь вы расскажите немного о себе?
- Я американский композитор, но в Америке, к сожалению, все меньше и меньше поддерживают искусство, поэтому мне приходится продолжать работать в своем семейном бизнесе.
- Что это за бизнес?
- Туризм. И это помогает в творчестве. Потому что нет нужды искать финансовую поддержку, какие-то гранты. И я ни перед кем не должен отчитываться в том, что делаю, в каком стиле пишу.
- Вы просто впрямую тратите свои деньги на занятия музыкой?
- Да, это довольно сложно. Надо утром встать писать музыку, потом идти на работу. Возвращаться домой, опять писать музыку. Поэтому же я даже не смогу побывать 3-го на своем концерте в Доме композиторов, где впервые в России исполнят мою музыку, потому что дела требуют, чтобы я вернулся в США. Здесь в России меня приятно удивило, что многие люди, не музыканты, хорошо знают классическую музыку. Многих детей учат игре на музыкальных инструментах. В США теперь такого почти не найти.
- Почему?
- Потому что нет поддержки искусства на государственном уровне. Первое, что сокращают, если не хватает средств, - это искусство, музыку. Поэтому у нас все развивается в таком направлении: едим в "Макдоналдсе", слушаем Бритни Спирс и Мадонну, смотрим дурацкие фильмы. Реальной культуры нет, есть тотальный суррогат.
- Ювал, вы, кажется, с этим не согласны?
- Я не могу с этим согласиться. Давайте вспомним, что во времена Бетховена, Гайдна или Чайковского их музыку слушали только сотни. Может быть, тысячи людей. А теперь с компакт-дисками и прочими техническими средствами хорошую музыку слушают миллионы. Я думаю, что пропорция между людьми, не интересующимися искусством, и теми, кто не может без него жить, осталась той же, что и прежде.