РОМАН С ПОРТРЕТАМИ
В особняке Румянцева открылась выставка русского портрета из собрания Московского государственного музея Пушкина "Дней прошлых гордые следы...".<br>
Живопись Тропинина, Макарова, акварели Кипренского, Брюлловых, Гау - эти имена не могут не заинтересовать, но главный акцент экспозиции сделан все-таки не на авторах, а на личностях моделей. 100 живописных и графических портретов XIX века представляют собой групповой портрет дворянства обеих столиц.
Очень удачно, что практически каждая картина снабжена краткой аннотацией - кто изображен, некоторые подробности биографии. Обычно устроители выставок стараются сокращать количество текстов до минимума, мотивируя это тем, что их все равно никто не читает и что они даже мешают осмотру экспозиции. Но именно в этом случае развернутый комментарий - текста ли, экскурсовода - просто необходим: выставка может развернуться в настоящий роман о дворянской жизни пушкинских времен.
Можно говорить о том, чем занимались дворяне, - ведь на портретах представлены военные и чиновники, представители царской фамилии и государственные деятели, поэты и их музы, почтенные матери семейств и рачительные помещики. Можно говорить об эволюции причесок и костюмов - от пудреных париков классицизма к развевающимся кудрям романтической поэзии, от ленточки в прическе девушки перед первым балом к ленточке на кружевном бабушкином чепце, о неизменном декольте, лишь изредка прикрытом газовой косынкой или лепестками букета, и о всегда бравом блеске мундира, не менее затейливо украшенного шнурами и аксельбантами, чем модное дамское платье. Можно говорить об удивительных судьбах. О графе Александре Строганове, совсем юным мальчиком погибшем в сражении в 1814 году на глазах у своего отца. Или об Александре Бахметевой, девочке с круглыми бровями и розовым бантиком на шее, умершей в родах на первом году замужества. О Николае Новикове, философе, издателе, критике - человеке, сделавшем очень много для развития журналистики в конце XVIII века. О Екатерине Дашковой, единственной женщине, возглавлявшей Академию наук, - на портрете она изображена с раскрытой книгой, в очень простом, почти мужском платье, из украшений - только орден. О Наталье Пушкиной-Ланской, не утратившей своей красоты на протяжении всей жизни: на портрете 1849 года она выглядит молодой девушкой с розовым румянцем, на портрете 1863 года щеки уже побледнели, но чистота профиля осталась неизменной. Можно продолжать пушкинскую тему портретами Идалии Полетики, Елизаветы Воронцовой, Елизаветы Хитрово и так далее. Можно говорить о дворянских династиях: есть правнучка Кутузова, есть Маргарита Мамонтова, вышедшая замуж за Морозова, есть Наталья Голицына, полвека властвовавшая в свете, есть Гагарины, Куракины, Брюлловы. Чтобы лучше представлять себе место действия романа, представлены акварельные пейзажи Петербурга: гулянья с собачками у Таврического дворца, дети с кормилицами на аллеях Летнего сада, парады на Невском проспекте и Дворцовой площади, торжественные открытия памятников.
Словом, у этой выставки большой потенциал: портреты, как живые люди, могут рассказать о многом, если их выслушать, а если равнодушно пройти мимо - даже не повернут головы вслед.