А ОН ВСЕГДА ИГРАЕТ ДЖАЗ
Сегодня знаменитому музыканту Давиду Голощекину исполняется 60 лет.<br>
Сколько себя помню, при слове "джаз" в моем сознании всегда возникала фамилия Голощекин. Помню, когда первый раз увидел его много лет назад на концерте в Театре эстрады. Давид Семенович комфортно устроился в гостевой ложе и, величественно положив руку на барьер, испытующе смотрел на сцену, где выступали молодые музыканты. Моя спутница, фанатка джаза, шепнула мне тогда на ухо: "Вот он, настоящий джазовый король в Ленинграде". С той поры прошли не то что годы, а целая эпоха, а Додик (как ласково и по-дружески зовут Голощекина все, кто знает его) по-прежнему как был, так и остался признанным лидером этого музыкального направления на берегах Невы. Его место на троне неоспоримо и заслуженно.
Он сумел в своей жизни многое. Но прежде всего сохранить уважительное отношение к джазу не только как к музыке, но и своеобразному образу мысли и модели поведения. Голощекин никогда не скрывал и не скрывает, что эта музыка для него не просто музыка, а способ свободно мыслить и творить. Когда-то, при советской власти, в ходу была поговорка: "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст". Давид Семенович Родины не продал, а джаз продолжает играть до сих пор, свободно владея целой дюжиной инструментов. "Музыку толстых" он превратил в досуг интеллектуальной и просвещенной публики, хотя были в его биографии и такие времена, когда народ предпочитал совсем иные ритмы и созвучия. Однако Голощекин не сдавался и упрямо шел к поставленной цели. И он победил.
В 1988 году в Ленинграде была открыта Филармония джазовой музыки, художественным руководителем Голощекин остается и по сей день. Он сумел превратить здание экс-кинотеатра на Загородном проспекте в настоящий центр притяжения джазменов всея Руси. Впрочем, и других заморских стран тоже. За морями, за лесами о российском джазе чаще всего судят по имени Давида Голощекина, а потому призывают его на заграничные гастроли. Он соглашается и... покоряет всех закордонных скептиков, которые пытаются утверждать, что джаза у нас нет. В конце концов, Голощекин стал единственным российским джазменом, кто удостоился чести выступать вместе с живой легендой Дюком Эллингтоном во время его визита в нашу страну и наш город. О том концерте в Доме дружбы до сих пор ходят легенды в сугубо узких широких кругах.
Невозможно представить себе Давида Семеновича вне музыки, вне джаза. Даже тогда, когда он снимается в кино, он все равно оказывается в роли музыканта. Таков его творческий удел. Не рискуя оторваться от почвы родимой, Голощекин всегда возвращается домой, туда, где его ждут с нетерпением.
Премии, награды и звания для нынешнего юбиляра не цель, но доказательство того, что его талант и труд востребованы не только меломанами, но и - шире - всеми, кто не чужд мира звуков и специфических гармоний. Постигнуть их вполне возможно, но отдаться им навсегда - задача задач. Для Давида Голощекина такой проблемы не существует. Он всегда играл, играет и будет играть джаз.
Нам же остается дождаться только сегодняшнего вечера, когда на концертные подмостки Джазовой филармонии выйдет король петербургского джаза и, взяв в руки свою любимую трубу (или скрипку), очарует своих гостей новыми импровизациями, подарит им вихрь виртуозно исполненных мелодий. Таков уж неугомонный характер Голощекина, в чье шестидесятилетие, честно говоря, не верится. Но реальность, скованная принципами и правилами, "скажет" сама за себя. Только прибавилось седины на голове, но музыкальный бес все равно подталкивает в ребро: "Играй!" И он играет. А мы слушаем и не можем оторваться. Таков весь этот джаз в Питере. Джаз Давида Голощекина.