ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ С УВАЖЕНИЯ
И тогда у педагогов все получается здорово!<br>
Какая у современной школы должна быть цель? Дать ученику максимум информации? Подготовить его к поступлению в вуз? Увы, многие педагоги именно так формулируют для себя главную задачу. Часто потому, что именно этого требуют от них родители.
В гимназии имени Сервантеса все немного иначе. Во-первых, родители и педагоги здесь - единомышленники. Во-вторых, здесь очень серьезно относятся к воспитанию и без всякого пафоса говорят о стремлении вырастить людей, "которые ориентируются в окружающем мире и правильно относятся к человеческим ценностям". Кажется, у взрослых это получается.
Школа, похожая больше на дом
Здесь между взрослыми и детьми вообще складываются особенные отношения. В гимназии их даже называют семейными. И правда, выпускники приводят сюда своих детей, а закончив Педагогический университет, возвращаются в гимназию работать. Кстати, в гимназии им. Сервантеса не знакомы с проблемой большинства учебных заведений - текучкой кадров: многие учителя трудятся здесь уже больше двадцати лет. Все правильно - кто же уходит из родного дома?
Здесь, как и полагается в большой и дружной семье, гордятся успехами друг друга. Каждый ребенок обязательно должен быть успешен, убеждены педагоги гимназии. Поэтому в гимназии реализуется проект "Достижения", охватывающий всех гимназистов с 1-го по 11-й классы. В рамках проекта ежегодно проходит праздник победителей в различных номинациях "Успех". "Каждого ученика есть за что похвалить", - объясняет мне директор гимназии Андрей Милеевич Полозов.
Здесь дети не боятся взрослых. И маленькие гимназисты подходят к директору в столовой, просто чтобы спросить, как у него дела. Дети постарше заходят к Андрею Милеевичу с предложением организовать субботник: "Грязно рядом со школой, давайте уберем". Подростков волнуют гораздо более серьезные проблемы: например, на сайте школы в разделе "Спроси у директора" они интересуются, когда планируется ближайшая дискотека.
Родители говорят, что в гимназии царит дух доверия и доброжелательности. Детям здесь комфортно. "Учитель не только дает знания, он общается с ребенком порою больше, чем родители, - говорит директор. - И он должен быть эталоном: по его справедливости и доброте ребенок судит о справедливости окружающего мира и обо всех взрослых".
Главное - научить учиться
В учебном плане гимназии имени Сервантеса, конечно же, особое место отведено литературе Испании и стран Латинской Америки и страноведению (оба предмета преподаются на испанском). С восьмого класса факультативно можно изучать французский и немецкий.
Вот уже 23 года гимназия имени Сервантеса проводит городскую олимпиаду по иностранным языкам среди испанских школ Петербурга. На мероприятии собираются не только школьники - в гимназию приезжают сотрудники консульства Испании, в жюри входят ведущие испанисты Санкт-Петербургского государственного и Педагогического университетов. Кстати, в этом году победителями во всех номинациях стали воспитанники гимназии имени Сервантеса.
Однако иностранные языки - не единственная особенность учебного заведения. Например, в гимназии с углубленным изучением предметов гуманитарного курса уже много лет действует научно-исследовательское общество. Ребята пишут работы по страноведению, информатике, истории, причем каждый ученик трудится над своим исследованием не один год. Научные руководители гимназистов - серьезные, именитые ученые Санкт-Петербурга - признают, что в результате юные исследователи готовят труды на уровне третьего курса университета. Директор гимназии отмечает, что научная работа помогает ребятам определиться и с выбором будущей профессии. Кстати, выпускники, блестяще владеющие испанским, выбирают не только филологический факультет, но и технические и экономические вузы.
Новое поколение выбирает...
Что отличает этих ребят от многих сверстников? Они знают, чего хотят, и знают, как этого добиться. Здесь не стесняются хорошо учиться, здесь круче не тот, кто курит, а тот, кто... играет на флейте. Директор гимназии признается, что его не посещают тяжелые раздумья о будущем юного поколения, когда он общается со своими учениками.
В чем секрет успеха? Андрей Милеевич убежден: огромное значение имеет сотрудничество родителей и педагогов. Это гимназия для детей неравнодушных родителей, говорит директор.
И еще одна любопытная деталь. Команда гимназистов участвовала недавно в телеигре "Игра ума". Основную часть игры составили дебаты на тему "Современная школа не готовит к реальной жизни". Ребятам выпал жребий отрицать это утверждение. И они с этим блестяще справились.