Я ОЧЕНЬ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ МОЙ ФИЛЬМ УВИДЕЛИ В РОССИИ
СОНЯ ВЕСТЕРХОЛЬТ, КИНОРЕЖИССЕР (ДАНИЯ)
"НВ" уже сообщало о премьере, которая состоялась в петербургском Доме кино. Здесь был впервые показан российской публике документальный датско-канадский фильм "Ольга - последняя великая княгиня", рассказывающий о драматической судьбе младшей сестры последнего русского императора Николая Второго. Это культурное событие вызвало небывалый интерес публики. Премьерный показ прошел при полном аншлаге, собравшем и представителей общественности, и дипломатов, и людей творческих профессий. Зал встретил картину долгими, продолжительными аплодисментами. Специально для читателей "НВ" дала эксклюзивное интервью режиссер фильма госпожа Соня Вестерхольт, как оказалось, наша соотечественница, которая вот уже более тридцати лет живет и снимает кино в Дании.
- Как родилась идея этого фильма?
- Это случилось в Дании. Я снимала совсем другой фильм в одном из памятных мест. И вдруг кто-то из нашей группы сказал: "Да здесь же была ферма великой княгини Ольги!" Начала узнавать о ней, читать разные материалы, собирать то, что опубликовано. История ее жизни все более увлекала меня...
- Сколько длилась работа над картиной?
- Свыше четырех лет.
- Кто вам помогал в работе?
- Множество организаций в Дании, Канаде и России. Ведь судьба моей героини была связана с этими странами. Поэтому и съемки проводили именно там, где жила княгиня Ольга. Представьте себе: девочка росла в атмосфере роскоши и царского великолепия, а жизнь ее завершилась в скромной квартире в рабочем квартале Торонто в 1960 году.
- Как я понимаю, фильм об Ольге не первая ваша картина?
- Конечно. Я сделала, например, документальную картину о знаменитом русском режиссере Клушанцеве. Он придумал все те спецэффекты, которые потом использовал Голливуд. Он сделал это намного раньше Стэнли Кубрика. Его съемки демонстрировались еще в 1958 году по американскому телевидению. Люблю рассказывать о необычных людях с необычной судьбой.
- Судя по всему, вы изучили биографию Ольги досконально. Какой момент ее жизни произвел на вас наиболее cильное человеческое впечатление?
- Мне было интересно рассказывать эту историю, потому что это Золушка наоборот. Ольга - эта женщина, которая с каждым прожитом годом становилась все беднее и беднее в социальном смысле и в смысле общественного положения. Но на самом деле в человеческом плане она всю жизнь шла вверх. Но как ей было тяжело! Ведь она похоронила своего горячо любимого мужа, ради которого в свое время отказалась от привилегий члена царствующей семьи. Она закончила свою жизнь художницей, свободным человеком. Она умерла счастливой. Княгиня Ольга на финише лет была счастлива, потому что стала тем, кем она всю жизнь хотела стать.
- А что вы узнали о себе за время съемок этой картины?
- Узнала, что очень влюбчива. Ведь когда я начинала снимать картину, то практически ничего не знала об Ольге. Но чем больше я узнавала ее, тем больше влюблялась в эту удивительную женщину. Ведь у меня осталось еще много материалов на несколько серий. В жизни Ольги было немало удивительных историй. Особенно если читать ее дневники и письма.
- Вы бы могли поступить так, как ваша героиня?
- Чтобы поступить так или принять те решения, которые принимала в драматических ситуациях Ольга, надо было родиться в царской семье. Мы в этом смысле стараемся забраться наверх.
- Какова прокатная судьба картины?
- Ее премьера на канадском телевидении уже состоялась. Картину купили для показа по телевидению в Дании, Норвегии, Финляндии, Бельгии, других европейских странах.
- Вы наблюдали за реакцией публики здесь, в России, поэтому можете сравнивать то, как принимали ваш фильм в других странах...
- Одно из определений понятия "счастье": cчастье - это когда тебя понимают. У меня здесь сегодня было подобное ощущение. Многие организации помогли провести премьеру моей картины в Петербурге. Это и консульства Дании и Канады и, конечно, Датский институт культуры.
- Как будет складываться судьба вашей картины в России?
- Режиссеры-документалисты всегда мечтают о том, чтобы их кино показали в кино. Мне бы очень хотелось, чтобы мою картину увидели в России. Но об этом надо спрашивать моего русского продюсера Владимира Бочарова.