АРХЕОЛОГИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТЬ АРХЕОЛОГИИ
"Золото есть?" Этот вопрос один из самых сложных в отношениях между археологией и обществом.<br>
Раскопанное еще в 1830-х годах золото скифских курганов надолго ослепило Россию, ожидавшую от "истории, вооруженной лопатой" громких сенсаций и материальных ценностей.
Недавний всплеск интереса к прошлому России не сопровождался особым вниманием к памятникам археологии. За последние 5 лет общественный прагматизм смел в процессе строительства и грабительства несколько тысяч курганов, городищ, селищ. Наверное, часть ответственности за содеянное лежит и на археологах. Мы слишком увлеклись изучением древних вещей, забывая, что за ними стоят обычные люди прошлого.
Исправить положение возможно лишь новыми формами организации науки и новыми научными идеями. И то и другое сочетается в Межрегиональных институтах общественных наук (МИОН). В 2002 году с целью развития гуманитарных наук в России был основан "ИНО-Центр". В числе его учредителей Министерство образования РФ и ряд американских фондов. В рамках этой деятельности была создана сеть МИОНов при региональных университетах. На Северо-Западе такой институт принимает у себя Новгород. Его научная тематика: "Государство, общество и личность в контексте российской культуры: ценностное измерение" (www.mion.novsu.ac.ru). В его рамках и работает долгосрочный проект "Археология ценностей и ценность археологии в контексте трансевропейских связей".
Проект стартовал 4 июня в Новгороде, в Гуманитарном институте, расположенном в древнем Антониевом монастыре. С научно-практического семинара "Вещь и человек в меняющемся мире. Версия археологии". Своеобразным эпиграфом стало стихотворение Иосифа Бродского "Натюрморт". Вещи приятней. В них // нет ни зла, ни добра // внешне. А если вник // в них - и внутри нутра.
Проект рассчитан на общественный резонанс. Поэтика археологии и изучаемого этой наукой мира древних вещей должна стать главным связующим звеном между исследователем и современником. Сегодня науке важно показать миру, что ее общественная значимость не в уникальности находок, а в их обыденности. Именно эта обыденность, понятность древних вещей, позволяющая увидеть и потрогать "структуры повседневности" средневекового человека, должна сделать археологию притягательной для современника.
К тому же археологическая наука может раскопать то, что некоторым выгодно закопать. Утверждения об исключительности русской истории, якобы отличающей нас от прочей Европы, разрушаются, соприкоснувшись с миром средневековых вещей. Этот мир - вполне европейский. Сегодня именно археология способна создать истинную версию русской истории, корректирующую письменные источники, зачастую несущие печать "госзаказа".
Программа позволит увидеть славяно-русскую культуру в широком европейском контексте своих соседей. "Готская проблема", карельские и христианские древности, предметный мир древнерусского города... Часть проблем связана с реконструкцией древних вещей и среды обитания: в поселке Любытино Новгородской области создается археологическая модель славянской деревни. Археологический туризм у нас только зачинается, но именно он должен играть роль посредника между специалистом и любопытствующим.
Этим летом у проекта есть свои археологические планы. Экспедиция отправится на юг Новгородчины, где в Средневековье сходились границы Москвы, Литвы и Новгорода. Задачи исследования - уникальная культура и система расселения этого пограничного региона, который принадлежал главе "дома Святой Софии" - новгородскому архиепископу.