ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ФАНТАСТ. И НЕ ТОЛЬКО
В Петербурге отмечают 200-летие Владимира Одоевского.<br>
В особняке Румянцева вчера открылась конференция "Владимир Одоевский - просветитель, ученый, литератор". Она посвящена 200-летию со дня рождения одного из виднейших российских просветителей XIX века.
Владимир Федорович Одоевский (1803- 1869) - одна из интереснейших и противоречивых фигур российской культуры. Последний представитель древнего княжеского рода, писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Он дружил с Пушкиным, Грибоедовым, Гоголем, Глинкой, Лермонтовым, Белинским и Достоевским.
Получив образование в Московском университетском благородном пансионе, в 1823-1825 гг. был председателем организованного им "Общества любомудрия". В 1824-1825 гг. вместе с Вильгельмом Кюхельбекером издавал альманах "Мнемозина". В 1827-1830 гг. он - один из основных деятелей журнала "Московский вестник". Был и соредактором пушкинского "Современника". В 1826 г. переехал в Петербург. С 1846 г. был помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея, с 1861 г. - сенатор.
Общественная деятельность Одоевского весьма разностороння. Он был одним из создателей и главных деятелей благотворительного общества посещения бедных, издателем журнала для крестьян "Сельское чтение", активно выступал с поддержкой реформ 1860-х гг.
В художественном творчестве князь выступал и как продолжатель традиции просветительской сатиры, автор дидактических апологов и повестей ("Бригадир", "Княжна Мими", "Княжна Зизи"), и как мастер фантастической романтической повести ("Импровизатор", "Сильфида", "Саламандра", "Косморама"). Его можно считать основателем российской литературной фантастической школы. Среди неоконченных произведений Одоевского - научно-фантастический роман-утопия "4338 год" (опубликован в 1926 г), романы "Иордан Бруно и Петр Аретино", "Самарянин", "Русские ночи" - цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, - итоговое произведение русского философского романтизма 1830-х гг., отразившее характерную для него атмосферу духовных исканий. Однако с середины 40-х гг. Одоевский отошел от литературной деятельности.
С конца 1850-х гг. возрастает интерес Одоевского к "опытному познанию" мира. В его мировоззрении своеобразно переплетаются славянофильские и западнические мотивы. Вообще, философско-эстетические взгляды Одоевского были весьма противоречивы. Воспитанный в атмосфере рационализма и просветительства, он испытал затем сильное влияние немецкой идеалистической философии и эстетики, особенно Шеллинга.
Одоевский явился и одним из основоположников русского классического музыкознания. Он был первым истолкователем творчества Глинки, обосновывал национальную самобытность русской музыки. Ему принадлежат исследования в области народной песни и древнерусской церковной музыки. Ряд статей его посвящен творчеству Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Вагнера. Участвовал в деятельности Русского музыкального общества, в создании Петербургской и Московской консерваторий. Он и сам был автором ряда музыкальных сочинений - в рамках конференции в лютеранском соборе Петра и Павла в Выборге состоится концерт органной музыки Владимира Одоевского.