ДЫТЬ ИЛИ НЕ ДЫТЬ?
В Санкт-Петербурге завершился XIV Международный кинофестиваль "Послание к человеку".<br>
"К сожалению, Луис Бунюэль не смог приехать по объективной причине, - пошутил испанский режиссер фильма "Песни для послевоенного времени" перед показом своей картины, - но я горд, что моя картина стоит в одной программе с его работой". Почти полный зал воспринял спорную шутку доброжелательно. Публика на XIV Международном кинофестивале документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов "Послание к человеку" вообще была доброжелательной. Впрочем, как всегда.
В этом году отборочная комиссия фестиваля постаралась на славу - конкурсная программа блистала именами звезд как мировой, так и российской кинематографии. Среди анимационных фильмов были представлены новые картины живых классиков Пола Дриссена ("Дыть или не дыть") и Геррита ван Дийка ("Исповедь голландца Шульца"), а также работы наших знаменитых режиссеров Сергея Айнутдинова ("Шаг в сторону") и Алексея Демина ("Тихая история"); среди неигровых лент были "В темноте" Сергея Дворцевого, правда, представлявшего в этом году Финляндию, "Пейзаж" Сергея Лозницы (как обычно - от Германии) и "Страсти по Марине" Андрея Осипова; среди короткометражек присутствовали, например, лента Александра Рогожкина Sapiens и французское "Препятствие", главную роль в котором сыграла звезда "Романса" Каролин Дюссе. И так далее, вплоть до участия в конкурсе дебютов уже знаменитой картины Артема Антонова "Столичный скорый", успешно побывавшей на последнем Каннском кинофестивале.
Многочисленные звезды, а также высокая планка конкурса, заданная ими в этом году, и общее обилие фильмов позволяют говорить о тенденциях. Например, о тенденциях в российской документалистике (как известно, фестиваль "Послание к человеку" изначально был смотром неигрового кино и лишь через несколько лет после собственного рождения включил в программу игровые и анимационные ленты, повернувшись, по словам бессменного директора фестиваля Михаила Литвякова, "лицом к зрителю"). Так вот, тенденции здесь не утешительны. То есть качественный уровень фильмов высок, но, как заметил в кулуарной беседе один крайне заинтересованный зритель, режиссеры не хотят смотреть вглубь проблем, лишь фиксируя действительность. И верно, который уже фильм подряд, например, Сергей Лозница, обладающий удивительным чувством такта, вкуса и стиля, блистательно фиксирует окружающую среду и людей, ее населяющих. Его фильмы завораживают, смотришь - не оторваться, они психологичны, поэтичны и красивы...
Или другой пример, Андрей Осипов, который, снимая картины о литераторах "серебряного века" (в прошлом - о Максимилиане Волошине и Андрее Белом, теперь - о Марине Цветаевой), конструирует собственный мир, основываясь на архивных пленках и дневниковых записях начала прошлого века. Получается красиво и увлекательно (причем, что важно, не только для заядлых киноманов, но и для простых зрителей - этакая массовая, но очень качественно снятая документалистика)... Упомянутый выше заинтересованный зритель, высказывая свои претензии, имел в виду, что современная российская документалистика не пытается анализировать действительность, но лишь "останавливает мгновение". Тут никаких претензий к именитым режиссерам нет - они, выбрав для себя пути, каждый - свой, строго следуют им, оттачивая мастерство, доводя собственный узнаваемый почерк до совершенства. Беда в том, что глубокой социальной документалистики крайне мало. Впрочем, это касается и игрового кино.
С другой стороны, интересно наблюдать за отечественной анимацией, особенно если есть возможность делать это из года в год. Потому что российские мультипликаторы благодаря собственному таланту и, соответственно, участию в международных фестивалях после некоторого перерыва ощутили себя в контексте мировой анимации. Началось взаимное проникновение, и это - самое интересное. Потому что когда, например, Демин в "Тихой истории" сознательно или нет стилизует атмосферу под шедевр Юрия Норштейна "Ежик в тумане", оставляя при том собственную изобразительную манеру и выдумывая оригинальную историю, в этом ничего странного нет. Но когда великий Дриссен, на фильмах которого, и это заметно, учился наш выдающийся аниматор Константин Бронзит, цитирует собственного ученика (в фильме "Дыть или не дыть" один из первых кадров - домик на вершине острой горы, идентичный домику из бронзитовского "На краю земли"), это уже здорово.
Что же касается атмосферы собственно фестивальной, то все было, как обычно - весело, интересно и уютно. Даже на утренних сеансах, когда показывали длинные документальные ленты, зал не пустовал. Что уж говорить об аншлаговых вечерних показах, а тем более - о просмотрах ранних короткометражек Питера Гринуэя и Кшиштофа Кисьлевского, чьи фильмы вызвали споры и дискуссии.
Лучшей же картиной, как и следовало ожидать, оказалась знаменитая неигровая лента Луиса Бунюэля "Земля без хлеба". Впрочем, по поводу ее документальности можно спорить. Но гений автора заставил полный зал следить за снабженными бесстрастным закадровым комментарием не самыми жизнеутверждающими картинками на экране в гробовой тишине. Действительно, жаль, что Луис Бунюэль не смог приехать на фестиваль, хоть и по объективной причине.
Награды были вручены в трех основных номинациях.
Международный конкурс:
Гран-при "Золотой кентавр" и денежная премия $5000 за лучший фильм фестиваля - "Притеснение" режиссера Геира Хеннинга Хопланда (Норвегия); приз "Кентавр" и денежную премию $2000 разделили два полнометражных документальных фильма - "Страсти по Марине", режиссер Андрей Осипов (Россия) и "Страсть Мартинса", режиссер Ирене Лангеманн (Германия). Приз за лучший короткометражный документальный фильм жюри решило не присуждать. Приз "Кентавр" и денежная премия $2000 за лучший анимационный фильм присуждены ленте "Иван-Хуан" режиссера Ивана Арефьева (Россия).
Конкурс дебютов:
приз "Кентавр" и денежная премия $1000 фильмам "Образ", режиссер Хендрик Дюссолье (Франция), "Дни под...", режиссер Диска Рикельс (Нидерланды), "Телеграмма", режиссер Корали Фаржа (Франция), "Столичный скорый", режиссер Артем Антонов (Россия), "Мои родители", режиссер Нили Фолмар (Германия).
Конкурс "Документальное кино России":
приз "Золотой кентавр" за лучший полнометражный фильм не присужден. Приз "Серебряный кентавр" за полнометражный документальный фильм присужден картинам: "Большие каникулы 30-х" режиссера Ивана Твердовского и "Пол Маккартни. 73 часа в России", режиссеры Дмитрий Завильгельский, Максим Капитановский, Алексей Шипулин. Приз "Золотой кентавр" за лучший короткометражный фильм получила лента "О любви" режиссера Тофика Шахвердиева. "Серебряный кентавр" за операторскую работу у Анатолия Казазаева за картину "Султан из Ордынок". Еще одним "Серебряным кентавром" за дебют отмечен фильм Сергея Литовца "Диалоги в электричке".
Кроме того, создателям еще ряда фильмов были вручены дипломы и специальные призы фестиваля.