ПРАЗДНИК ТЕАТРАЛЬНЫХ ОСТРОВИТЯН
В Театре сатиры на Васильевском прошел третий фестиваль "Театральный остров".<br>
Фестиваль театральных открытий - звучит не слабо. Этот подзаголовок международного смотра "Театральный остров", что происходит уже третью весну в Театре сатиры, на самом деле подразумевает простую вещь. Заведомо обходя академические заводи, афиша фестиваля строится в основном на новых названиях и именах, способных при этом вызвать искру узнавания в современном зрителе.
Прелестный лейбл фестиваля, где арлекин, окруженный водой, сам и есть островок театра, - это ведь визитная карточка хозяина фестиваля, Театра сатиры, видимо, остро ощущающего свое островное - василеостровское - положение.
Интрига фестиваля - во всякий раз новых очертаниях открываемого заново "театрального острова". Нынешняя афиша была заведомо неровной: четырнадцать названий из Москвы, Петербурга, Калуги, а также Латвии, Дании, Голландии, Польши. Пожалуй, пока этот смотр - не столько остров театральных открытий, сколько открытие нескольких театральных островков. Это немало! Весьма интересна программная доминанта фестиваля. Под рубрикой "Музыка театрального пространства" можно было увидеть и услышать пять вариаций поисков в этом направлении - от ревю по мотивам фильма "Бал" (Калуга, реж. Александр Плетнев) до бессюжетной композиции Полины Руновской (Петербург) "Из красного в желтое", где словесные "поэтические" вставки, пожалуй, только мешали самодостаточной музыкально-голосовой партитуре, вполне магической.
Испытание драматической сути театра на прочность также стало стержневым мотивом фестиваля. Вариантов тут было множество. Русский инженерный театр "АХЕ", недавний лауреат "Золотой маски" в номинации "Новация", задержался на сцене Театра сатиры еще на несколько дней в июне - предоставляя случай отыскать эту незаурядную труппу на театральной карте города и увидеть ее своими глазами. А вот московский Театр.doc, прошлый раз увлекший многих и многих своим "Кислородом", теперь привез Norway.today И. Бауэршима (реж. Георг Жено) - без прежнего успеха. История самоубийцы, нашедшей себе партнера по интернету, профанируется неизбежно. "Безыскусность" оборачивается сценической фальшью, "антиТЮЗ" отбрасывает тень самой что ни на есть ненавистной "тюзятины".
Одно из сильных впечатлений фестиваля - краковский театр "Багатела" со спектаклем "Гуляй-рожа" (реж. Вальдемар Сьмигасевич). Вариации на темы польского классика В. Гомбровича - реальный жанр этой постановки, далекой от традиционных инсценировок прозы. Герой не может идентифицироваться в мире взрослых. Социальные формы жизни несостоятельны, но иначе жизнь человека протекать не может. Герой бродит внутри этих форм (школа, интеллигенция, дворянство), как Данте в кругах ада. Зритель часто смеется - очистительным смехом хорошей театральной пробы. Фестиваль состоялся.