РАЗУМНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ СЖИГАНИЮ ОТХОДОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
В соответствии с решением городских властей на Северной станции аэрации, расположенной в промышленной зоне поселка Ольгино, появится цех сжигания осадка сточных вод.<br>
Современные мегаполисы - это средоточие бесчисленных проблем. Население городов-"миллионников" всего мира испытывает очень серьезные трудности: ему не хватает питьевой воды и чистого воздуха, транспорта и территорий для развития... Не является исключением и Петербург. Но многие из проблем, которые для коллег из "миллионников" стали катастрофой, в нашем городе обозначены не так ярко. Но это не значит, что их нет. И власти, безусловно, правы, пытаясь их решать в превентивном порядке, не дожидаясь наступления критической ситуации.
Одна из таких проблем - очистка сточных вод и обработка образующихся при этом осадков. Если с очистными сооружениями вопрос практически решен (построены Центральные, Северные и строятся Юго-Западные очистные сооружения, рано или поздно, но будет достроен и главный коллектор), то вопрос об утилизации осадка в течение десятилетий решался путем его вывоза на так называемые "полигоны", которые представляют собой десятки гектаров безжизненной территории, не пригодной ни для строительства, ни для сельского хозяйства. Пожалуй, единственное ей применение - это натурные съемки фантастических фильмов-катастроф о постиндустриальном обществе будущего.
ЧТО ЖЕ БУДЕТ?
Как рассказал директор Правобережного "Водоканала" Анатолий Беляев, строительство комплекса утилизации планировалось еще в 80-е годы, но оборудование для предполагавшейся тогда сушки осадка не было установлено - как показал опыт, процесс сушки сопровождался настолько резким запахом, что от этой технологии пришлось отказаться. Сейчас речь идет не о строительстве нового завода, а лишь о монтаже оборудования для обезвоживания и сжигания осадка в давно построенном корпусе. Одновременно будет проведена и модернизация станции аэрации: перекрытиями закроют ныне открытую приемную камеру и установят систему газоочистки вентиляционной системы главной насосной станции. В результате исходящий от очистных сооружений запах станет значительно слабее.
Все детали реконструкции старого цеха обработки осадка будут рассмотрены в ходе открывающегося 1 июля открытого общественного обсуждения. Все конструктивные замечания будут учтены в ходе разработки рабочего проекта "Оценки воздействия на окружающую среду" (ОВОС), а пока подготавливается техническое задание на проектирование. Уже известно, что проектированием и строительством будет заниматься французская фирма OTV. Кстати, в Париже, где (как и во всей Европе) отношение к нормам экологической безопасности - почти священное, отходы сжигаются практически в центре города. Разумеется, новый проект пройдет все необходимые согласования, включая и экологическую экспертизу. Кстати, при всей трепетности отношения европейцев к экологии, показатели по диоксинам - наиболее опасным веществам - в Петербурге в 6 раз ниже, чем в Финляндии, и в 30 раз ниже, чем нормы для детских площадок в Германии...
Анатолий Беляев искренне не понимает причин повышенного внимания, которое проявляется к цеху обработки осадка на Северной станции, поскольку уже в течение 7 лет, с 1997 года, осадок без проблем сжигается на Центральной станции аэрации, на острове Белый в районе Канонерского острова. Завод на о. Белый имеет полный комплект проектной документации, включая и ОВОС. Безопасность его выбросов зафиксирована и анализами, проведенными аккредитованной лабораторией. А на Северной станции будут применены еще более совершенные технологии, которые позволят лишь улучшить технологические и экологические показатели. Предусматривается автоматизированная система управления технологическими процессами обезвоживания и сжигания осадка, очистки газовых выбросов печей сжигания. Повышенная надежность оборудования и круглосуточный контроль соблюдения технологических процессов гарантируют экологическую безопасность эксплуатации комплекса сжигания осадка.
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
Сегодня с Северной станции ежедневно десятками большегрузных КамАЗов вывозится 400-700 тонн обезвоженного осадка. Его вывозят на так называемые "полигоны", занимающие десятки гектаров земли и почти исчерпавшие свой потенциал. Даже если образовавшаяся в результате сжигания осадка зола никак не будет утилизирована (а она может, например, использоваться в качестве наполнителя при изготовлении кирпичей, бетона или загустителя для жидкого осадка при рекультивации полигонов). Объем золы будет меньше вывозимого сейчас осадка приблизительно в 10 раз, соответственно, и транспорта понадобится значительно меньше. Кроме того, как рассказал главный технолог Евгений Протасовский, зола, образующаяся в результате сжигания, в отличие от агрессивных жидких отходов - это химически инертный оранжевый керамический порошок. Он нерастворим в воде, а значит - и не попадет, например, с талыми водами в подземные водоносные горизонты.
Кроме того, не стоит забывать и о перспективе. Рано или поздно, но со временем будет достроен главный коллектор, и Северная станция примет на себя не часть стоков, как сегодня, а весь их огромный объем. И тогда город окажется перед лицом ситуации, которая (при отсутствии системы уничтожения или утилизации отходов) уже с полным основанием сможет быть названа критической.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ УГРОЗА?
Для реализации проекта сжигания осадка "Водоканал" в течение 7 лет трудно добивался предоставления кредита ЕБРР на сумму около 70 млн евро. Одним из условий предоставления кредита, наряду с обычными требованиями безопасности промышленных объектов, стал и жесткий экологический контроль. Мониторинг будет осуществлять независимая аккредитованная организация. Различные параметры будут контролироваться при помощи датчиков автоматически. Ежеквартально будет готовиться и комплексная детальная оценка экологической ситуации, в том числе - и в отношении хлорорганических соединений или тяжелых металлов.
Новое оборудование цеха будет совершеннее используемого сейчас, но даже существующее позволило получить положительный опыт и хорошие технические результаты. Так, эксперты, осматривавшие завод на о. Белый, отметили, что нигде еще не видели фильтров в таком хорошем состоянии. Новое оборудование, кроме системы автоматизированного контроля, будет располагать и эффективной газоочисткой.
Евгений Протасовский убежден в абсолютной безвредности процесса сжигания для окружающих населенных пунктов, поскольку запас по нормативам ЕС вредных веществ будет соблюден в дымовой трубе комплекса сжигания. Расположена же станция не в жилой застройке поселка Ольгино, а в промышленной зоне, отделенной от поселка санитарно-защитной зеленой зоной шириной 300 м. От границы жилой застройки до трубы еще большее расстояние (около 800 метров), и концентрация продуктов сгорания на границе жилой зоны за счет горизонтальной и вертикальной диффузии газов окажется еще снижена, ориентировочно - более чем на 2 порядка.
Внимание, которое уделяет вопросам экологии петербургский "Водоканал", - общеизвестно и не раз отмечалось на самых высоких уровнях как внутри страны, так и за рубежом. Предприятие одним из первых получило международный сертификат стандарта экологического менеджмента ISO-14001 и сейчас ведет работу для получения сертификата системы качества ISO-9000.
МОЖНО ЛИ НЕ СЖИГАТЬ ОТХОДЫ?
Разумеется, можно. В крайнем случае, с ними можно вообще ничего не делать и обрастать нечистотами... Но если говорить об утилизации или уничтожении отходов, то, конечно же, существуют и различные способы от них избавиться. Главный технолог Евгений Протасовский подробно рассказывал не об одной такой технологии. Тут и пиролиз, и сушка, и окислительно-гидролитическая деструкция, и компостирование калифорнийскими червями... Специалистами "Водоканала" рассматривались самые разные возможности. Некоторые из них оказались отвергнуты по экономическим причинам, при хороших технических результатах они непомерно дороги или неприменимы для обработки больших объемов отходов. Некоторые, как калифорнийские черви, оказываются бесполезны в наших климатических условиях, поскольку впадают в спячку уже при температуре ниже +10 градусов... Осадок можно и высушивать, но помимо очень сильного запаха, что уже отмечалось, в процессе обезвоживания, сушки и выпаривания образуются токсичные и канцерогенные фураны. Около 30 лет небольшая часть отходов (около 2 процентов) под контролем и с разрешения СЭС перерабатывается в компост. Однако он не может применяться в сельском хозяйстве из-за высокого содержания опасных примесей (в том числе - и солей тяжелых металлов), ведь в канализации оказываются все смываемые дождями продукты городской жизнедеятельности, вплоть до нефти и конденсировавшихся выхлопных газов. В общем, далеко не случайно генеральный директор "Водоканала" Феликс Кармазинов на недавней пресс-конференции заявил: "Сжигать осадок - метод не лучший. Он - единственный".
Решение о сжигании осадка на Северной станции аэрации пос. Ольгино было принято правительством города в 2002 году и утверждено Законодательным собранием. "Водоканал" лишь реализует свои главные функции - обеспечивает Петербург чистой питьевой водой и очищает сточные воды города.