В ПЕТЕРБУРГЕ РУССКИЙ ЗНАЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В РОССИИ
Пришло время анализировать результаты эксперимента по единому государственному экзамену. <br>
Какие выводы о подготовке школьников по русскому языку можно сделать после проверки 42499 работ? Во-первых, питерские школьники оказались грамотнее, чем их среднестатистические российские сверстники: "пятерок" и "четверок" у нас больше, а "двоек" меньше. Четыре человека получили 100 баллов, 27 человек - 99 баллов и еще 66 ребят - по 95 баллов. Средний балл в Петербурге - 53. Ну а самые низкие результаты оказались в двух случаях: три и семь баллов.
Эксперты, проверявшие работы, говорят, что у многих выпускников серьезные проблемы с развитием речи и языковым анализом текста. В части "С" (сочинение-рассуждение), к счастью, не встречалось жаргонизмов, но активно использовались просторечные выражения. Двадцать пять процентов учащихся не смогли найти в предложенных текстах средства выразительности. Когда же необходимо было их охарактеризовать, то они и вовсе писали: "Средства выразительности в тексте добавляют тексту выразительности". Гораздо лучше обстоят дела с высказыванием собственного мнения, правда, нередко одиннадцатиклассники ограничивались лаконичным: согласен с автором или не согласен. Наконец, не все благополучно с практической грамотностью: количество грамматических и пунктуационных ошибок печально велико.
Второе наблюдение об эксперименте в Санкт-Петербурге: апелляций в нашем городе оказалось меньше, чем в других городах страны. В некоторых регионах их количество достигает 10 процентов, а у нас по результатам проверки было подано всего 178 апелляций (это 0,4 процента от числа участников эксперимента). Между тем в Министерстве образования и науки Российской Федерации полагали, что в масштабах Петербурга обращений в конфликтную комиссию должно быть не менее полутора тысяч. Впрочем, 0,4 процента - это доказательство прежде всего профессионализма экспертов, проверявших работы, и доверия, которое вызывает у питерских школьников подобная форма проверки их знаний, - убеждены в городском комитете по образованию.
Некоторым ребятам в результате работы конфликтной комиссии удалось повысить оценки, перейдя из "троешников" в "хорошисты" - в случае, если для изменения оценки не хватало одного-двух баллов. Но некоторые претензии комиссия отклонила. Например, кто-то жаловался на то, что ему мешали сосредоточиться разговоры других ребят. Кому-то не хватало больших настенных часов для того, чтобы правильно распределить свое рабочее время. А вот к жалобе молодого человека высокого роста, вынужденного сидеть за низкой партой, отнеслись серьезно: раз ему не подготовили рабочее место, то предоставили право сдать экзамен еще раз.
"Вторая волна" эксперимента состоится 20 июля. В основном в этом экзамене примут участие иногородние абитуриенты, не сдававшие ЕГЭ у себя дома: приблизительно 15-17 тысяч человек. Свои аудитории для проведения экзамена предоставит 21 вуз Санкт-Петербурга.
Окончательные выводы о том, что же такое ЕГЭ: добро или зло, чиновники комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга обещают сделать в сентябре, выслушав мнение ректоров, экспертов, преподавателей и директоров школ. Если эксперимент продолжится и в следующем году, то наш город вряд ли выберет для единого государственного экзамена математику (во многих вузах это профилирующий предмет). Скорее всего, в список экзаменов в форме ЕГЭ попадут предметы по выбору.