СОТВОРИВШАЯ МИФ
20 июля знаменитый кинорежиссер Татьяна Лиознова отмечает свой юбилей.<br>
Про таких дам говорят: женщина с мужским характером. Прибавьте к этому еще и сугубо мужскую профессию кинорежиссера. Ее она получила из рук классика советского кино Сергея Герасимова во ВГИКе в далеком уже 1949 году. То были не лучшие времена для десятой музы в стране, официально боровшейся с безродным космополитизмом, а фильмов вообще выпускали по дюжине в год. Своего часа Татьяне Михайловне пришлось ждать долго. Сейчас кажется, что очень долго. Но на то и дан человеку характер, чтобы добиваться поставленной цели.
Много позже эту упорность обретут герои ее фильмов - "Карнавал" (1981) и "Мы, нижеподписавшиеся" (1984). В первом случае провинциалка Нина поедет завоевывать Москву, мечтая об артистической карьере. Во втором - честный и искренний инженер будет пытаться заставить грозную комиссию подписать липовый приемный акт о пуске комбината. Задачи, как вы понимаете, в условиях советской действительности едва ли не такой же фантастичности, как и задание полковнику Красной Армии сорвать секретные переговоры фашистского руководства с американцами.
И странная получалась в фильмах Лиозновой история: даже там, где герои, казалось, проигрывали свою судьбу, они все равно оставались героями, потому что были способны на нестандартный поступок, оригинальное деяние, безрассудное чувство, наконец. Так, не сложилась любовь у той самой Нюры, которую самозабвенно сыграла Татьяна Доронина в мелодраме "Три тополя на Плющихе" (1967). Но были и у этой простоватой крестьянки, попавшей из деревни в город, мгновения взлета в ту самую минуту, когда он напевала скупому на слова таксисту песню о летчике. Видели искренность чувств обоих и потому влюблялись в них безоглядно. И в этом фильме, и в последующих лиозновские герои порождали у публики если не социальный оптимизм, то уверенность в собственных силах и ощущение того, что это ты сам выбираешь свою судьбу, свою любовь, свою профессию. Мифы, творимые советским государством и коммунистической партией, транспонировались в примеры конкретных биографий на экране достаточно часто, но не всегда удачно. Многое зависело от таланта режиссера увидеть реальность живой, хотя и по-своему драматичной, и перенести эти впечатления на экран. Нынешний юбиляр с этим справлялась вполне результативно, реализуя веру в человека в ликах выбираемых актеров и актрис, становившихся после ее картин если не идолами, то точно кумирами.
Татьяне Лиозновой вообще везло на факты рождения звезд в ее картинах. Кто бы узнал о вокальных возможностях Ирины Муравьевой, если бы она не пела и не танцевала в "Карнавале"? Культовость дуэта Доронина-Ефремов стала одним из первых образцов для подражания и со стороны женщин, и со стороны мужчин. Венец творения Лиозновой - Исаев-Штирлиц-Тихонов в "Cемнадцати мгновениях весны". О любимом фильме и герое всего советского народа можно писать долго и бесконечно. Вереница наград и премий - видимая часть признания сделанного режиссером в этом первом классическом отечественном телесериале. Он стал частью нашего обыденного сознания, а Штирлиц возвысился до уровня героя советской культурной мифологии, оказавшись в компании с Чапаевым, Винни-Пухом, Чебурашкой. О чем и свидетельствует поныне невероятное количество ходящих по стране анекдотов о штандартенфюрере СС.
И чем дальше мы отдаляемся по времени от тех исторических дней августа 1973 года, когда вся страна села к телевизорам смотреть "Cемнадцать мгновений весны", тем все явственней проступают в творении Татьяны Лиозновой признаки истинного мифа. Банальная фраза о том, что ей достаточно было снять только эту картину, чтобы войти в историю нашей культуры, абсолютно справедлива. Что и было доказано судьбой Лиозновой-режиссера в перестроечную и постсоветскую эпоху.
Попытавшись снять философскую притчу "Конец света с последующим симпозиумом" и потерпев неудачу, Лиознова больше не предпринимала попыток встать по ту сторону камеры. Болезнь и одиночество - не самые эффективные стимулы для творчества режиссера, всю жизнь верившего в лучшее в этом лучшем из миров. Но и те несколько картин, которые вышли из-под режиссерской длани Татьяны Михайловны Лиозновой, позволяют без сомнения считать ее классиком советского кино и в таковом статусе поздравлять ее с юбилеем, желая здоровья.