ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО "АРТРЫНОК"
В Центральном выставочном зале "Манеж" до понедельника продлится Фестиваль петербургских галерей, организованный с помощью Санкт-Петербургского общества поддержки художников. <br>
Собравшиеся на пресс-конференции устроители фестиваля нашли в себе мужество констатировать, что в Петербурге артрынок, как это ни прискорбно, отсутствует, но буйно цветет в Москве. Там, в столице, крутятся большие деньги, там на каждом углу распахнули витрины галереи, там пачками продают и покупают современное русское искусство. Но, по общему мнению присутствовавших, это еще ничего не значит! Ведь у московских галеристов, художников и коллекционеров нет ни вкуса, ни стиля, ни представлений о том, что такое настоящее искусство.
Исключительные права на обладание всеми этими бесценными качествами имеют петербуржцы (видимо, получают вместе со свидетельством о рождении). Только у нас есть "петербургский стиль" (что это такое, никто толком не может выразить, но это позволяет смотреть на окружающих свысока). До создания артрынка нам не хватает всего-то такого фестиваля, который бы ежегодно собирал под одной крышей штук двадцать галерей. А что дальше? Дальше процесс покатится сам собой: в залы Манежа неиссякаемым потоком хлынут покупатели, оптовые и розничные (даже из самой Москвы), галеристы будут снисходительно рассказывать им о преимуществах петербургского стиля, Москву переименуют в Васюки...
Видимо, организаторам нужно преодолевать такое множество трудностей на пути к воплощению своих проектов в жизнь, что они вынуждены все время витать в облаках. Но мы можем спуститься с небес на землю. И что же? На земле стоит всем знакомый Манеж, на двух этажах которого развешены картины и рисунки, поставлено немного скульптур. Если убрать подписи о том, где какая галерея, может показаться, что это обычная сборная выставка без руля и без ветрил, какие любит устраивать Манеж, подводя итоги года. Стенд одной галереи достаточно трудно отличить от стенда другой и третьей. Есть отдельные произведения отдельных художников, выбивающиеся из общего ряда, но в основном зрителя окружает то, что называется салонной живописью (можно назвать ее декоративной, интерьерной).
Похожие картины, возможно, чуть хуже по качеству, можно купить на Невском или у Спаса на Крови - сами художники называют эти места "панелью". Торговать картинками на панели - это зарабатывать деньги, рядом с матрешками и ушанками. Галереи, предлагающие подобное искусство, получается, отличаются от панели только степенью комфорта процесса купли-продажи.
Показательно то, что некоторые галереи не приняли участие в этом фестивале. Когда люди не озабочены провинциальными комплексами и не пытаются выдать клячу за чистокровного арабского скакуна, им не надо ничего и никому доказывать. Они просто работают. Ведь галерея - это не магазин, где торгуют искусством. А артрынок - не собрание этих магазинов. Так что пока петербургские художники будут продолжать сотрудничать с московскими и зарубежными галереями, а наши галереи будут кто трудиться, а кто витать в облаках. Все спокойно, до прихода артрынка в Петербург еще далеко.