ИСКЛЮЧЕН ЗА ФОРМАЛИЗМ
Русский музей продолжил цикл "Юбилеи-2004" выставкой скульптур Константина Симуна в Строгановском дворце. <br>
Имя скульптора знакомо всем петербуржцам - ведь именно Симун является автором памятника "Дорога жизни", установленного в 1966 году на берегу Ладожского озера. Разорванное кольцо стало узнаваемым символом ленинградской блокады. Незадолго до того Константин Симун был исключен из Ленинградского института живописи и архитектуры имени Репина с классической формулировкой "за формализм". Это не помешало ему продолжать творить. Скульптуры Симуна советского периода удивляют сегодняшнего зрителя абсолютной свободой в поиске новых выразительных пластических решений. Так, сначала не верится, что кирпичные "Матросы" созданы в 1965 году - настолько иронично и современно смотрится эта композиция. В 1988 году скульптор эмигрировал в Америку и с тех пор живет там и работает. Американская тема представлена в экспозиции памятником на тему трагедии 11 сентября "Барби-близнецы": улыбающиеся фигурки кукол Барби пронзены самолетом. Американцы вряд ли когда-нибудь поставят такой памятник, но для неамериканцев это очень сильная метафора произошедшего.
В последнее время Константин Михайлович много сотрудничает с Русским музеем (участвовал в таких крупных выставочных проектах, как "Абстракция в России", "Город и горожане", "Домашние и дикие" и т. д.). Также Константин Симун принимал участие в конкурсе на памятник Иосифу Бродскому, его проект получил поощрительную премию Альфа-банка. Положение фигуры Бродского регулировалось с помощью специального механизма: поэт мог лежать на набережной или подниматься, словно крыло моста. Несколько этюдов к памятнику можно увидеть на выставке.
В этом году скульптору исполнилось 70. Работы последних лет показывают его неиссякаемую иронию над всеми памятниками, которые водружались раньше и водружаются теперь. Раньше в Ленинграде везде стояли Ленины: вот вам маленькая фигурка голого Ленина с электрической лампочкой в вытянутой правой руке - воплощенный светоч коммунизма плюс электрификация всей страны. Теперь в Петербурге очень любят Петров Первых: почему бы не поставить памятник и "Сапогу Петра Великого с правой ноги"?
Скульптуры Симуна очень легко представить живущими на городских улицах. Вот из деталей какого-то станка собран силуэт "Птицы". Вот "Стул" вальяжно закинул ногу на ногу. А вот "Маршал Жуков-победитель": кентавр с круглым щитом грозно всматривается вдаль. Но на наших улицах появляются только нейтральные кошки, собаки, фотографы и Остапы Бендеры, кажется вылепленные одной и той же вялой рукой. Не любят у нас формалистов.
Выставка продлится до 6 сентября.