ГЕНИАЛЬНЫЙ ЗАКАТ НАД ЗАЛИВОМ
Курортный район по-прежнему остается оазисом отдыха для петербуржцев.<br>
СЧАСТЬЕ В ГАМАКЕ
Когда все плохо, когда наваливается усталость и хандра, и нечем дышать в пыльном душном городе, где плавится асфальт и небо тусклое, и ничто уже не радует, тогда я сажусь в машину, продираюсь сквозь пробки и еду на берег Финского залива. Я вешаю гамак между сосен с каплями янтарной смолы на стволах, заворачиваюсь в плед и дремлю под плеск волн и шум ветра. Это похоже на счастье.
Можно еще долго и задумчиво брести по колено в теплой воде залива. Вдалеке виден Кронштадт, а при хорошей погоде и Петергоф. А из прибрежного камыша можно сделать плотик. Вздыхают корабельные сосны, воздух дышит запахом хвои, йодом, бромом и эфирными маслами. Там так спокойно, на заливе, что начинаешь замечать вещи, о которых вроде и забыл за своей учебой-работой-карьерой-семьей... Сажаешь на ладошку божью коровку. Следишь за полетом бабочки. О, какой огромный муравейник! А закат! Какой прекрасный, дивный, гениальный закат!..
Не знаю такого петербуржца, который не был влюблен в эти пляжи, эти поселки, эти пансионаты и дома отдыха, что манят знакомыми с детства названиями: Комарово, Репино, Зеленогорск. Это место, где хочется жить. Или хотя бы все время сюда возвращаться.
РЕПИНО
Несколько раз в жизни довелось мне отдыхать в Репино, в Доме творчества кинематографистов. Когда я еще училась в школе, там действительно творили киношники - писали сценарии, а летом и зимой вывозили на отдых свои семьи с детьми. Режиссеры и актеры, сценаристы и операторы, художники и монтажеры - буквально все работники "важнейшего из всех искусств" прогуливались по аллеям, совершали пробежки вдоль залива, обменивались новостями и сплетнями и вообще вдохновенно бездельничали. Регулярно встречаясь в столовой, кинематографисты чинно раскланивались друг с другом и подолгу задумывались над меню, чтобы сделать заказ на завтра. Разнообразие меню до сих пор заставляет меня ностальгически сглатывать слюну. Борщ, рассольник, гороховый суп, окрошка, щи, бульон с пирожком, солянка... Котлеты, отбивные, жареная курочка, рагу, плов, запеканка, тефтели, рыба по-польски, гуляш, бефстроганов... А на полдник всегда пекли плюшки, пирожки, ватрушки, булочки со сливками, пироги с ягодами... Боже, какое спокойное было время, какие простые человеческие радости - погулять, покушать, поспать, поговорить с хорошим человеком!..
Сейчас не так. Вернее, не совсем так. Дом творчества работников кино превратился в дом отдыха всех желающих. А почему бы и нет? Номера простые и люкс, культурная программа, прокат спортинвентаря, четырехразовое питание. Только не хватает иногда былого ощущения покоя и радости от отдыха и общения. Кормят вкусно, но порции меньше, добавки не допросишься, и вместо свежей выпечки - фабричные вафли да сухое печенье. А самое главное - почти нет кинематографистов. В последний раз мне довелось увидеть только режиссера Германа, да и то случайно.
ЛОШАДИ
Главным развлечением для отдыхающих в "Кинематографистах" (длинное слово, но прижилось без сокращения) вот уже много лет считается конюшня. Можно записаться на занятия или просто на прогулку. Все равно лошадей положено выгуливать несколько раз в день, чтобы не застоялись, - так почему бы не заработать на этом, не покатать желающих за деньги?
Отдыхающие стараются незаметно вынести из столовой яблоки, остатки хлеба и булки, вафли или печенье, чтобы угостить лошадку. Это разрешается, но в небольших количествах. Видимо, чтобы не сбивать режим. Зато обитателям конюшни будет приятно.
Лично я лошадей боюсь. Не вообще, а садиться в седло мне страшно. Я предпочитаю просто наблюдать за этими красивыми животными со стороны. Но когда просит ребенок... Дело в том, что там живет друг моей дочери по имени Маргарита. Это самая спокойная и доброжелательная лошадь. Дети обожают ее. Она готова возить на своей широкой спине и взрослых тоже, но времени нет - все прогулки расписаны на недели вперед и распределены между детьми от трех лет.
Дочь уговорила меня покататься. Меня хватило на один раз. Оказывается, смотреть на всадников и самой сидеть в седле - совершенно разные вещи. Представьте себе, что вы оказались в полутора метрах над землей, в положении практически шпагата, а под вами огромная теплая спина, а перед вами широкая шея, и все это движется, шевелится и иногда скачет галопом! Очень эротично, скажу я вам. Но очень страшно. Мне достался молодой задорный конь, которого звали Липтон. Этот рыжий красавец, что называется, "косил лиловым глазом", строил мне хитрые морды и вел себя непредсказуемо. Слушался, когда хотел, вертелся, куда вздумается, и вообще давал мне понять, кто кем управляет. Я в ужасе гладила его, трепала за гриву и на всякий случай напевала ему песенку на мотив известной рекламы про "Липтон, Липтон, чай", заменяя слово "чай" на слово "конь". Ему, кажется, нравилось. Более-менее благополучно мы проехали положенный маршрут. Слезать с лошади было еще страшнее, чем садиться. Многие горе-всадники оставляли ноги в стременах и беспомощно повисали вниз головой. Я заставила себя спрыгнуть. Стоя на твердой земле, я сразу успокоилась и даже решила сфотографироваться с Липтоном на память. "Кинематографические" лошади, надо отдать им должное, позируют перед камерой профессионально, недаром они снимались во многих фильмах. Мой новый рыжий знакомый напустил на себя задумчивый и кроткий вид и позволил обнять себя за шею. Что не помешало ему спустя секунду пребольно укусить меня за руку, когда я кормила его яблоком.
С тех пор моя дочь с упоением катается одна, как только мы оказываемся в Репино. Я же только машу ей вслед рукой и жду, пока процессия совершит большой круг по поселку и вернется к конюшне. Мне очень нравятся лошади. А в репинской конюшне все просто уверены: лошади лучше людей.
ДОБРЫЕ КУРОРТНЫЕ ЛЮДИ
На берегу Финского залива живут новые старые русские. Это люди, которые успели привыкнуть ко всевозможным благам и достижениям цивилизации, пользуются ими вовсю, но душою они там, в Советском Союзе. Нет, им, конечно, нравится ходить в магазины под названием "мини-маркет 24 часа", где все есть, от кефира до джин-тоника. Они знают слова "рекламоноситель", "вэб-сайт" и "конкурентное преимущество", и уже не могут вырастить младенца без памперсов, и удивятся, если им вдруг продадут колбасу не в вакуумной упаковке, а завернут в грубую серую бумагу. Но им претят волчьи законы рынка. Они хотят жить так, чтобы все было просто, открыто и доступно. Чтобы можно было сказать: как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. И, пожалуй, они презирают деньги. Каждый по-своему, но презирают.
В Курортном районе живут те, кого раньше с гордостью называли "простые советские люди". Я имею в виду не тех, кто сегодня покупает там землю и строится с размахом. Я говорю о тех, кто там родился, учился, женился - в общем, вырос и остался. Впрочем, тех, кто приехал, поселился и работает, создает свое дело, тоже можно к альтруистам и идеалистам отнести. Они тоскуют по песням у костра, мечтают о временах бесплатных кружков и авиаклубов. Любители неба активно осваивают интернет, ищут спонсоров и катают на дельтапланах туристов - только для того, чтобы помочь любому мальчишке с улицы бесплатно подняться в небо и исполнить свою мечту. Владельцы ресторанов заботливо готовят к лету дешевое и вкусное детское меню, расставляют столики у самой воды - чтобы ребенок мог прямо на пляже слизать с тарелки подливку, а потом голеньким скакать в пене прибрежных волн и вместе с родителями праздновать День Нептуна.
Это добрые люди из Курортного района. Они, в общем-то, такие же, как мы, пыльные изнуренные горожане. Только глаза у них другие - светлые. И помыслы - чистые.
АХ, ЛЕТО КРАСНОЕ...
Каждые выходные я катаюсь на велосипеде по лесным дорожкам. Каждый погожий денек мы с друзьями-приятелями стараемся вырваться за город. Что может быть лучше, чем устроить пикник на обочине, разложить огурчики-помидорчики-лучок, разлить лимонад или сок по стаканчикам, развернуть сверток, а там - пирог с ревенем! Рулет с черникой! И пирожки с картошкой, еще горяченькие, бабушка испекла...
На дачах и в садоводствах шумно и людно. Все копаются в грядках, поливают огород из шланга, отмахиваясь прутиком от комаров, пьют чай на веранде, читают книжки на траве под яблоней, топят баню, стоят в очереди за парным молоком. Звенят звонки на рулях велосипедов, бренчат ведра у колодцев, и ходят расслабленные люди в купальниках, с полотенцами на шее, травинки жуют, собирают ромашки, плетут веночки.
На заливе полно машин. Теснятся у придорожных шашлычных. Везут на багажниках и прицепах надувные лодки, водные мотоциклы, палатки. Из окон машин высовываются морды собак. У них развеваются уши. Они нюхают свежий воздух. Они лают на небо. Потом они бросятся за палкой в озеро с мостков, и отряхнутся шумно и весело, обдав брызгами всех вокруг, и будут носиться кругами по лужайке, повизгивая.
Закат. Вечер. Шумит, шуршит шинами шоссе. Чайки парят. Солнышко жмурится. Ничего, что дождик пошел. Айда купаться.
Нет, это не похоже на счастье. Это и есть - счастье.
Загородные дома и дачи вдоль залива строили еще при Петре I. В семидесятые годы прошлого века этот регион стал курортом общесоюзного значения. Вдоль берега Финского залива расположено 30 санаториев, из них 18 детских, 10 пансионатов, 5 домов отдыха, сотни детских оздоровительных лагерей. Купальный сезон в Курортном районе официально начинается с первых чисел июня и заканчивается в последних числах августа. Температура воды в заливе - от 14 градусов тепла в июне до 18 градусов в июле-августе. Воздух здесь полезен в качестве натуральной аэротерапии, особенно в сочетании с источниками минеральной воды и месторождениями лечебных грязей, близ которых построены всевозможные здравницы. Там предлагаются массажи и физиотерапевтические процедуры. Там принимают детей на каникулах и взрослых в период отпусков.