ВОДИТЕЛЬ И ЕГО ВЕРА
В кинотеатре "Аврора" cостоялась премьера нового фильма Павла Чухрая "Водитель для Веры".<br>
Фильм появился перед публикой в ореоле той славы и наград, коими осыпало его жюри последнего фестиваля "Кинотавр". История, которую рассказывает в своей новой картине известный режиссер, могла случиться и сегодня, и вчера, но она случилась согласно его фантазии сорок с лишним лет назад. "1962 год" - таким титром начинается наше знакомство с фильмом. Его пространство наполняется узнаваемыми приметами времени: от брюк-дудочек до темнокожих студентов в Москве, на Воробьевых горах. За кадром звучат позывные времени в виде ретромелодий. Ничто не обещает драматических перипетий сюжета. Молодой армейский водитель Виктор (Игорь Петренко) радуется жизни и самому себе. Он еще не знает, как повернется его судьба. Совершенно случайно на него падает выбор генерала (Богдан Ступка), забирающего Виктора с собою в Крым.
Здесь и разыграется та полумелодраматическая и полудетективная история с генералом, его хромой дочерью Верой (Алена Бабенко) и его водителем. Если начать излагать ее в логической последовательности событий, то поначалу покажется, что будто перед нами банальный сюжет о сословном неравенстве того типа, о котором еще в позапрошлом веке писали: "Он был титулярный советник, она - генеральская дочь". Только в фильме Чухрая герой - всего лишь сержант на службе у генерала. Но чем дальше разворачивается повествование, тем все запутаннее становятся отношения героев. В дело вмешиваются всесильные советские "органы". Им чем-то не угодил генерал, за которым начинается настоящая слежка и охота.
Таинственный капитан в штатском (Андрей Панин) повсюду сопровождает героя Богдана Ступки, а заодно предлагает Виктору "стучать" ему обо всем, что происходит в генеральской семье. Неведомая тень детектива накрывает мелодраматическую конструкцию фабулы. Ведь в семье действительно происходят вещи странные, но не политические, а житейские. Вера пытается тайком избавиться от нежелательной беременности, и бедняга Виктор оказывается втянутым в проблемы с подпольным абортом. И уже не разобрать, кто за кем следит и по какому поводу.
И все эти перипетии разыгрываются на фоне крымских летних пейзажей, на виду у моря под ослепительно белым южным солнцем, которое, как известно, обостряет любовные чувства и провоцирует на любовь. Что, собственно, и случается между Верой и ее водителем. Мотив социального неравенства Чухрай хладнокровно подменяет мотивом сексуального треугольника, когда почти насильно Виктора соблазняет горничная Лида (Екатерина Юдина). Игорь Петренко хорош в демонстрации мужских намерений своего героя, бывшего детдомовца, у которого в кумирах Юрий Гагарин и "немного Сент-Экзюпери". Однако тема доносительства проходит где-то по периферии сюжета, хотя в финальном раскладе борьба против всесильного КГБ станет доминирующим акцентом во всем образном строе картины. Оказывается, что наш генерал - жертва большой политики, вызвал гнев всесильного Хрущева (для тех, кто помладше, напомним - тогда Первого секретаря ЦК КПСС, фактически хозяина СССР). И ему, генералу, надо доказать, что не он виноват в гибели судна с радиоактивными отходами, случившейся за несколько лет до этого. Прием рассказа о судьбе человека на фоне большой политики отнюдь не нов в кино. Для кинематографа эпохи СССР он, можно сказать, был главным.
Чухрай никогда не скрывал того, что он - родом из "той" эстетики, где чувства героев определялись не только их нравственным стержнем, но еще и социальным происхождением и статусом. В этом смысле его молодой герой в "Водителе для Веры" - дитя своего времени. Что не может не вызвать к нему доверия. Последнее, то самое доверие, тем не менее почему-то исчезает, когда начинаешь про себя размышлять о соответствии увиденных в фильме ситуаций и поступков персонажей собственным знаниям о жизни и приобретенному житейскому опыту. И, к сожалению, они не всегда совпадают. Мне, например, непонятно: почему герой Богдана Ступки - армейский генерал, тогда как действие происходит явно в Севастополе или где-то рядом. А этот город - база Черноморского флота. Так же как не совсем ясно: какие функции при генерале исполняет капитан КГБ и знает ли генерал о том, что он за ним следит. В армии, как известно, существуют особые отделы, но их деятельность ни сейчас, ни тем более тогда так открыто, как это показано в фильме Чухрая, не афишировалась.
Эти размышления возникают уже после того, как на экране проходят финальные титры. Крепкой и уверенной рукой профессионального постановщика Павел Григорьевич Чухрай творит на экране именно такое зрелище, которое воздействует на зрителей абсолютно эффектно и проникающе эмоционально. Уверен, что не одна женщина пустит в кинозале слезу, увлеченно болея за бедняжку Веру, которую поматросил и бросил кубинский мачо и которую полюбил простой парень Витя. Правда, как-то в тени остаются его нравственные принципы относительно стукачества и сожительства с двумя женщинами сразу. Во что он верит, мы узнаем с трудом, зато мы узнаем, чего он хочет добиться в жизни. Желание для молодого парня понятное - сделать карьеру.
Публике всегда хочется счастливой развязки драмы (или мелодрамы). К чести Павла Чухрая, ему удалось оставить в своей картине достаточно жесткое, если не сказать жестокое, решение завязанных узелков конфликта. Пересказывать все подробности не имеет смысла, иначе вы подумаете, что "Водитель для Веры" - не что иное, как политический детектив. Между тем такой мощный мелодраматический фактор, как судьба новорожденной девочки, способен перевесить все экранные интриги КГБ. Финал "Водителя для Веры" ставит всех героев по своим местам в южных декорациях мелодрамы, оставляя все же в душе горечь сожаления при общей просветленности (в прямом визуальном смысле). И эта двойственность эмоций напоминает о том, что сама жизнь шире наших представлений о ней, мудрее, человечнее, если угодно. Ретро оказалось для Павла Чухрая весьма удобным стилем, чтобы заставить публику поверить в историю, которой на самом деле не было, но которая могла бы быть. Верить или не верить - личное дело каждого зрителя. В конце концов, фильм так и называется - "Водитель для Веры".