СЕ ЛЯ ВИ ДЛЯ ДВУХ ГИТАР И БАРАБАНА
Точное распределение ролей - залог успеха нового спектакля "Театра Дом".<br>
В наши дни их называют "приколистами", а их любимое занятие - приколами. В начале прошлого и даже в позапрошлом веке в Петербурге таких молодых людей именовали стрекачами, праздными шалопаями, уличными озорниками. Они могли рассыпать нюхательный табак на полу танцевального зала, обедая в трактире или ресторане, незаметно подложить к себе в тарелку мух, а потом поднять по этому поводу скандал, забравшись в сумерки в отдаленные аллеи Летнего сада, начинали лаять, блеять, кричать "караул!" и "грабят!"... Были они веселы, остроумны и неутомимы в придумывании всяческих шуток, розыгрышей и прочих приколов...
Вот о таких веселых балбесах один из лучших писателей-юмористов старой России Аркадий Аверченко написал повесть "Подходцев и двое других", а петербургский "Театр Дом" с помощью режиссера Андрея Тупикова создал по этой повести спектакль "Странные игры для взрослых детей, или Двое других".
Подходцев и двое других, Громов и Клинков, познакомились вроде бы случайно, хотя давно известно, что такие вещи случайно не происходят. Закоренелые холостяки среднего возраста, в которых, однако, еще бродит и играет остаток молодой крови, и поэтому они проказничают, балагурят, поют, встретились, конечно, не случайно. Все трое, каждый, разумеется, в отдельности, исподволь страдают от одиночества. А вместе легче, приятней и веселей переносить жизненные невзгоды и радоваться неожиданным подаркам судьбы.
В этом случае, если ты встречаешь на ступенях парадной рыдающую даму, которая только что ушла от мужа, оставив горячо любимого ребенка, то, конечно, куда же еще и отвести эту теперь бездомную даму, как не к друзьям. Потому что они тут же, все поняв, отправятся к мужу и, напугав его до смерти, уведут ребенка, воссоединив его с несчастной матерью. Правда, сами они при этом легко влюбятся в твою избранницу, начнут за ней ухаживать и таким образом станут твоими соперниками, но это не страшно, ведь все равно прекрасная дама, недолго пробыв в обществе троих благородных рыцарей, уйдет, чтобы устроить свою жизнь более основательно...
А как поступить, если у одного из друзей появятся вдруг деньги, оставленные доброй тетушкой? Куда следует вложить шальные средства? Ну конечно, самое толковое в этом случае - начать издавать вместе с друзьями журнал, назвав его "Апельсин". Правда, просуществует он всего ничего и благополучно лопнет, но как здорово играть в издателей серьезного журнала, если, опять же, делаешь это вместе с друзьями, понимающими тебя с полуслова. Как славно подтрунивать друг над другом, бросая товарищу остроту и тут же получая стремительный и ироничный ответ. "Почему ты не предупредил меня, что мы живем в России?" Даже тяжелое утреннее похмелье гораздо легче переносится совместно... Словом, да здравствует дружба, да скроется тьма!
Главная удача проекта "Театра Дом" - это выбор актеров. Походцева, Громова и Клинкова играют Андрей Ургант, Максим Леонидов и Алексей Кортнев. Тут не просто антрепризное стремление во что бы то ни стало заполучить звезд, неважно каких, тут попадание в десятку. Бретеры, донжуаны, трепачи, поэты, музыканты и просто очень обаятельные мужчины - все трое как будто созданы именно для этих ролей. Как будто играют самих себя, веселых, беззаботных, недавних. Играют, но не в привычном значении слова. Не создают отдельных образов, не лепят характеров. Все делается эскизно, акварельно, легко... Они взаимозаменяемы, будто все трое - это один человек, человек-оркестр, вернее, человек-ансамбль.
Они же поют. Но не просто поют - все трое авторы оригинальной музыки и текстов песен. А кто, скажите, может лучше этой троицы писать шлягерную музыку и тексты? На этот спектакль стоит пойти даже только ради того, чтоб услышать отличное трио: Ургант, Леонидов, Кортнев - две гитары и африканский барабан. Где еще вы увидите и услышите такой состав?
Искать в этом спектакле драматического подтекста и философской глубины не стоит. Достаточно получать удовольствие от трех очень обаятельных актеров, купающихся в атмосфере повести Аверченко, и слушать их замечательные песни. Но к концу, когда один из друзей пал все-таки жертвой семейной жизни, а другой получил большое дядино наследство и тоже вышел из игры, содружество распалось, и Подходцев, вечный холостяк, вновь остался один, в спектакле возникает грустная, щемящая нота. "Я могу обойтись без необходимого, - говорил поэт Михаил Светлов, - но не могу без лишнего". Исчезло нечто легкое, беззащитное, беззаботное, но в то же время творческое и радостное. Се ля ви!