ШКОЛА - ЭТО ЖИЗНЬ ДЕРЕВНИ

Сезон охоты, сезон сбора урожая, сезон домашних заготовок. <br>

Одновременно - сезон отпусков, отъездов начальства в различные теплые края или, наоборот, на малоизвестные привилегированные охотничьи базы среди озерно-лесных пейзажей, куда не дотянутся ни дела, ни избиратели, ни какие-либо городские или областные проблемы. Впрочем, в такое время даже последний бродяга не нуждается особенно в чьей-либо начальственной заботе - под каждым кустом готов и стол, и дом. Грибы, ягоды, рыба... В эти дни могут показаться густонаселенными деревни, где в обычное осенне-зимнее время живет от силы десяток человек. Эти деревни наполнены детскими голосами, молодежным смехом. И странно думать, что не пройдет и месяца, как опустеют они, дети уедут в города - учиться в школе, а взрослые на работу, в институты. Кстати, о школах. Если взрослые еще могут как-нибудь придумать с работой - в конце концов торговлишка, лес, какое-либо кустарное занятие (вспомним в одном из последних выпусков репортаж из деревни Рай в Коми - в конце концов на 3-5 тысяч рублей даже еще и легче прожить в сельской местности, чем на такие же деньги в областном центре и тем более в Петербурге), где им учить детей? Это огромная проблема - многие школы в сельской местности на грани закрытия. Предлагаются интернаты для ребят постарше, автобусная подвозка для малышей, чтобы ездили куда-то далеко от дома. И то и другое, с одной стороны, важно и нужно. А с другой стороны, нет школы - нет живой деревни. Даже если в ней откроют церковь и пришлют батюшку. И даже если будет автолавка. А между тем именно в России есть огромная традиция, связанная с именами подвижников народного просвещения, - маленькие школьные избушки, где порой один учитель на все классы... И сколько вышло умниц, деловых людей - с крестьянской хваткой и жаждой знаний - из таких школ. И самое главное - именно начальная школа, где ребенок познает окружающий мир как единое целое - арифметика, родная речь, окружающая природа, с которой знакомит учитель: учит составлять гербарии, учит рисовать, объясняет календарные явления. Почему постепенно все это сворачивается? Неужели в XIX веке было больше возможностей, чем в XXI? Ведь если вспомнить, даже автотранспорта не было, не говоря об электричестве... А малышей учили. А в начале XX века, несмотря на все ужасы террора и раскулачиваний, сколько людей сохранили священную память о детских школьных годах...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.