РОМАНТИК С ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЫ
Сегодня исполняется 75 лет замечательному артисту Олегу Стриженову.<br>
Его портретами девушки и женщины в 50-60-е годы оклеивали стены своих комнат в общежитиях. Его фотографии украшали обложки журнала "Советский экран" чуть ли не каждый год. Ему наперебой предлагали роли записных красавцев, породистых дворян и статных революционеров. В конце концов он достаточно быстро, всего за десяток лет, сделал творческую карьеру, о которой мечтает любой выпускник актерского вуза.
Олег Стриженов родился в Благовещенске, в семье военного. В юности наш юбиляр последовал по стопам старшего брата, избравшего лицедейскую стезю. Олег Александрович Стриженов окончил знаменитое Щукинское училище в возрасте 25 лет и вскоре получил роль, навсегда определившую его статус в советском кино. Он сыграл Артура в экранизации романа Войнич "Овод" (1955). Романтика революционных заговоров, помноженная на тайну рождения героя, в итоге дала удивительный мелодраматический сплав в эффектной пластике стриженовского героя. Открытый и яростный взгляд Артура в сцене расстрела был полон непоколебимой веры в правоту собственного дела. Всего через год этот взгляд станет фирменным знаком поручика Говорухи-Отрока. Так в знаменитой чухраевской экранизации новеллы Лавренева "Сорок первый" появится мужчина, в которого без памяти влюбится революционный снайпер Марютка. Понадобился именно Олег Стриженов, чтобы стала ясна ее фраза: "Ясноглазенький ты мой". Благородный романтизм вне классовых и сословных предрассудков навсегда после "Cорок первого" остался фирменной метой артиста.
В Стриженова тогда невозможно было не влюбиться. Еще бы! Молодой красавец с пронзительно чистым взглядом играл то путешественника Афанасия Никитина ("Хождение за три моря"), то декабриста Бестужева ("Северная повесть"), то пушкинского Гринева, берегущего честь смолоду ("Капитанская дочка"). Молодой артист отчаянно пытался вырваться за пределы амплуа благородного красавца. Ему достались Мечтатель из экранизации "Белых ночей" и не кто иной, как Германн из "Пиковой дамы". Но в обоих случаях мистическая многозначительность уступила место романтической доминанте, а в случае с Германном и вовсе была погребена под мощными аккордами музыки Чайковского. Последнего Стриженов сыграл в "Третьей молодости" на пике своей популярности - в середине 60-х годов.
Именно тогда всесильный оператор Андрей Москвин, снимавший Cтриженова в "Оводе", всячески лоббировал его на роль... Гамлета в экранизации шекспировской трагедии, затеянной на "Ленфильме" Григорием Козинцевым. Москвин неожиданно скончался, за камеру было суждено встать Ионасу Грицюсу, а принц Датский обрел облик артиста Смоктуновского.
Стриженов все же свою порцию славы получил благодаря совсем другой роли в картине, рассказывавшей вовсе не о том, "быть или не быть". Это была мелодрама "Неподсуден" (1969). В ней ему досталась роль летчика Егорова, которого бросила любимая женщина. Встреча с ней спустя много лет порождает в душе героя бурю чувств. Скупая благородность Стриженова в столь обидной по-мужски роли продемонстрировала то, что не замечали напрочь в артисте режиссеры: его отстраненный от реалий быта романтизм. Он идеально подходит для столь явных мелодраматических ситуаций. Как не вспомнить здесь еще одного героя Олега Стриженова - человека-робота из фантастической кинокомедии "Его звали Роберт". Он был как будто пришелец с далекой звезды, мечтавший о том, чтобы в жизни все было правильно и хорошо. Не получалось. Но робот Роберт не расстраивался, он верил в лучшее. Как верили и до, и после этого фильма лучшие герои Олега Стриженова.
Театральная карьера артиста после триумфа картины "Неподсуден" проходила на сцене МХАТа. Здесь более всего он пришелся ко двору в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" в роли Глумова. Потом Стриженов перешел на костюмные роли, уступая территорию славы и зрительской любви другим кумирам. На излете советского кино он еще раз блеснул отточенным мастерством в роли бравого следователя в детективе "Приступить к ликвидации". Это было ровно два десятка лет назад. По сути, это была последняя большая роль Олега Александровича в кино. В 1988 году ему вполне заслуженно присвоили звание народного артиста Советского Союза, но свой пик славы он уже пережил.
Грустными получаются размышления о судьбе артиста, когда-то сводившего с ума миллионы зрителей. Банальная фраза о том, что его время прошло, как-то не вяжется с уникальным даром артиста-романтика, который имеется у Олега Стриженова. Многие запомнили его именно таким - возвышенным, молодым и целеустремленным, почти неземным. А оказывается, что в жизни он совсем иной - вполне реальный человек, благородный старец с лицом, исчерченным морщинами, словно зафиксировавшими все его поиски, метания и страсти. Почему-то не очень хочется этому верить. Тогда нам только и остается смотреть прежние фильмы Олега Стриженова и мечтать о том режиссере, который вернет этого артиста на экран уже в условиях совсем другой жизни.