ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО "ДЕРЕВА"
Знаменитый театр "Дерево" Антона Адасинского (теперь они пишут свое название - DEREVO, но я уж буду по старинке, кириллицей) объявил об открытии в родном городе школы. И не где-нибудь, а на Заячьем острове, в Петропавловской крепости, в том месте, откуда есть пошла петербургская земля. Символично...<br>
"Дерево" появилось в 1988 году, отколовшись от полунинских "Лицедеев". И сразу обрело свою аудиторию, в основном молодежную, и успех. Правда, тогда существовало еще несколько театров-студий, пользовавшихся не меньшим вниманием публики. Вообще казалось, что вот он, наступил новый золотой век искусства, прилетевший на крыльях свободы. Но казавшееся широким и мощным, движение новых форм и направлений к началу 90-х стало тихо выдыхаться. Выяснилось, что святое искусство не может существовать в безвоздушном пространстве. Что плоды вдохновенного творчества должны продаваться, что театр - дорогая игрушка и требует постоянной материальной подпитки. А городская власть любила искусство бескорыстно, но помочь материально не бралась. И большинство более или менее успешных коллективов начали покидать родной город. В том числе и "Дерево".
Теперь они утверждают, что не хотели становиться частью системы. Думается, на самом деле причина была не столь возвышенной. Но не менее уважительной: молодой коллектив страдал от равнодушия властей, что для нашего города явление постоянно повторяющееся в том или ином варианте. Но как бы то ни было, важен факт - в 1991 году театр "Дерево" покинул родную обитель и отправился скитаться по свету. "Гастроли" растянулись на 10 лет. Эти годы стали и школой, и возмужанием, и даже триумфом. До Питера докатывались сведения о признании "Дерева" на разных серьезных фестивалях.
Блудное "Дерево" вернулось к родному пепелищу с началом нового века. Вернулось в ореоле международной славы. И сразу было принято публикой на ура. За прошедшее десятилетие выросло новое поколение, для которого "Дерево" стало откровением. Ничего похожего они не видели. Нишу авангардного, другого театра никто не занял, хотя для каждого поколения такой театр, от которого можно прийти в восторг, потому что он говорит на твоем языке, совершенно необходим. Для молодых 60-х-70-х подобным театром была Таганка. Когда приходилось спрашивать 18-летних на спектаклях "Дерева", а что вам, собственно, так нравится, в ответ слышалось восторженное мычание: "Ну что вы, это же так классно!.." Пожалуй, больше никаких объяснений и не нужно - важно, что такой театр есть.
И вот теперь "Дерево" объявило об открытии собственной школы. Сделано это без ложной скромности: "Театр DEREVO - это первый театр ХХI столетия, который серьезно претендует на создание следующего звена в структуре мирового театра, своей самостоятельной системы... Это возможность огромного эксперимента, подтверждения и развития системы DEREVO на практике. Это глоток свежего воздуха и огромный шанс для многих молодых художников России, для людей, которые уже через несколько лет смогут стать достойными представителями русской культуры". Если отбросить излишний пафос, то по сути они правы, и дай им, как говорится, Бог.