РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Вчерашняя пресс-конференция топ-менеджеров пивоваренных компаний "Балтика" и "Комбинат имени Степана Разина" была посвящена поправкам к закону "О рекламе", принятым Государственной думой РФ 5 августа.<br>

Директор по маркетингу компании "Балтика" Андрей Рукавишников и директор по связям с общественностью комбината имени Степана Разина Владимир Гронский (к которым собирались, но не смогли присоединиться представители компаний "Вена" и "Бавария") подвергли новую редакцию закона весьма серьезной критике. Представители пивоваров полагают, что проблема "молодежного пивного алкоголизма" практически не связана с его рекламой, целевой аудиторией которой, например по аналитическим данным Гэллапа, является мужская аудитория в возрасте 25-50 лет. Возможно, теперь душу борцов за здоровый образ жизни согреет круглосуточная реклама слабоалкогольного коктейля... Полезно вспомнить и о том, что с 1997 по 2003 год потребление водки (именно в силу ее вытеснения пивом и другими действительно слабоалкогольными напитками) молодежью в возрасте 16-19 лет упало на 15 процентов, а людьми зрелого возраста (20-55 лет) - на 30-40 процентов. Андрей Рукавишников назвал "дилетантскими" разговоры о том, что "страну в целом подсадили на пивную иглу". Статистика - вещь упрямая, а она свидетельствует, что по потреблению пива Россия далеко отстает от развитых стран. Скажем, в Чехии на душу населения потребляется до 150-180 литров пива в год (тогда как в России - 53), и никто не видит в этом проблемы. Среднеевропейский же показатель - 80 литров на человека - нисколько не вредит здоровью европейцев и не мешает им иметь среднюю продолжительность жизни 80 лет, что в полтора раза больше российской... Критиковали и другие обоснования полезности ограничения рекламы пива. И расходы производителей не снизятся, а только возрастут (соответственно, и цена пива ниже не станет), и общее потребление алкоголя не уменьшится. Владимир Гронский подчеркнул, что закон не только ограничивает рекламу пива, но и обязывает прямо дезинформировать потребителей, требуя не менее 10 процентов рекламной площади отводить для заявления о (якобы) его "вредности для здоровья". На телевидении скоро появятся рекламные ролики против запрета рекламы пива. Сюжет будет имитировать трансляцию спортивного матча. После фразы диктора: "Выход один на один, удар..." изображение пропадает и появляется надпись: "Прервано в связи с нехваткой средств на трансляцию". Это вовсе не преувеличение. Например, популярный канал "Спорт" на 40 процентов финансируется пивоваренными компаниями. Что будь такой закон принят до чемпионата Европы-2004, то россияне не смогли бы увидеть его матчей, поскольку в их трансляцию обязательно включена реклама спонсора чемпионата - пивоваренной компании Karlsberg (кстати, она уже подписала договор о спонсировании ЧЕ-2008). Сказанное распространяется и на Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу, гонки "Формулы-1"... В этом же ряду возможных неприятных последствий и проблематичность проведения единственного мероприятия Еврохоккейтура - Кубка "Балтики", - и Кубков президента по дзюдо и конному спорту, поддержка пивоварами чемпионата страны по футболу, спортивных команд ("Балтика" содержит городскую волейбольную команду, а комбинат имени Степана Разина - гандбольную)... Не стоит забывать и об экономической стороне дела. Уже в течение нескольких лет подряд рост рынка пива лидировал, превышая темпы роста и ВВП, и потребительского рынка в целом. То есть пивоваренная отрасль была основным донором в экономику страны. Например, "Балтика" - налоговый лидер во всех без исключения городах, где работают ее заводы. Перечень законодательных инициатив продолжается и невозможностью распространять прессу (если в ней содержится хоть одна реклама пива) ближе 100 метров "от детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организаций, организаций культуры". Другими словами, ни в доме культуры, ни в больнице, ни в санатории популярных газет и журналов не будет... А в городах придется искать "пятачки", которые попадут в разрешенную зону: в 101 метре от одного "защищаемого" заведения и 102 - от другого... Ничего подобного думскому шедевру нет даже в таких "пивных" странах, как Германия или Чехия, да и сам закон о рекламе существует только в 7 странах мира. Да и нужен ли такой закон вообще? Российские пивовары, отлично осознавая свою социальную ответственность, уже давно подписали Кодекс чести российского пивовара, а затем - и соглашение с Ассоциацией коммуникационных агентств России. В этих документах они добровольно, без навязывания "сверху" взяли на себя достаточно жесткие обязательства. Скажем, когда одна компания позволила себе агрессивную подростковую рекламу пива "Клинское", то поплатилась за это немедленным исключением из Союза российских пивоваров и была вынуждена снять рекламу с эфира. Принятые изменения закона "О рекламе" способны существенно изменить структуру потребления алкоголя в стране в пользу крепких напитков, следствием чего будет обострение проблемы алкоголизма, тяжелые экономические последствия и масса других издержек, включая и перелом обозначившейся в последние годы крайне важной, (без преувеличения - стратегической) для страны тенденции приближения к цивилизованному типу потребления спиртного. Новый закон еще не подписан президентом страны, а значит, и надежда сохраняется, считают пивовары.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.