В ТАНКЕ ЗА ПИВОМ
Галина Лисютич проработала на "Ленфильме" 35 лет и стала фотолетописцем кинопроцесса.<br>
Однажды попав на съемочную площадку, где властный голос ревет: "Мотор!!!", обычные люди превращаются в особое племя: "киношников". Больше не существует работы - она превращается в жизнь, в судьбу, в любовь...
- Галина Владимировна, в кино люди разных профессий: гримеры, декораторы, осветители, операторы, бухгалтеры, помощники режиссера. Зачем нужен фотограф?
- Сначала идут фотопробы актеров, потом, если режиссер требует, выбор натуры, затем работа на съемочной площадке для рекламы фильма: афиши, плакаты, публикации в журналах. Необходимо сделать 10-12 снимков рабочих моментов, 50-55 игровых сюжетов картины. Если бюджет фильма невелик, фотографа не приглашают и потом маются, печатая рекламу со срезок. Это обрезки киноленты после монтажа, где кадр в два раза меньше узкого негатива.
- Как вы пришли на "Ленфильм"?
- Всегда мечтала о кино. Когда в 1961 году пришла первый раз, начальник фотоцеха Н.А. Копейка отправил в фотолабораторию. Старалась, как могла, изо всех сил, выпечатывая каждый кадр. Сделала за весь день две пленки. "Нет, такой работник мне не нужен!" Через пару лет снова пришла, принесла снимки. Все тот же Н.А. Копейка посмотрел и отправил к Леониду Макарычеву, который снимал короткометражку "Мальчишки" с оператором Борисом Тимковским. Не отходила от оператора ни на шаг - училась.
- Как дальше сложилась ваша работа?
- Глеб Панфилов, снимая "Начало", уезжал в экспедицию в Муром, а фотографа не было. Со снимками и рекомендацией Тимковского пришла к Панфилову, и он меня сразу взял на картину. Сначала боялась страшно, тряслась. Опять с утра до вечера рядом с оператором, не пропуская ни одной репетиции. Это моя любимая картина.
- В этом фильме снимались Инна Чурикова, Леонид Куравлев, Валентина Теличкина, Николай Кононов. Трудно работать с такими известными актерами?
- Вовсе нет. У нас сложились очень дружеские отношения. На многие годы. А с Инной был такой случай. В перерывах между съемками я что-то такое вязала на спицах. Инна говорит: "Научи меня". И вот снимают эпизод, когда Леонид Куравлев приходит в гости, она потчует его разносолами. А на коленях, под скатертью - вязание. "Мотор!" - играет, "Стоп!" - вяжет. Сцена не идет. Переснимают раз за разом. Глеб не выдержал, подбежал ко мне: "Галя, зачем вы научили Инну вязать!!!"
- Известно, в кино бывают простои, нет работы. Как вы переживали такие моменты?
- Простоев у меня не было. Одну картину заканчивала, параллельно работала на другой.
- Почему на фильм "Двадцать дней без войны", где много батальных сцен, взяли женщину-фотографа?
- Спросите что-нибудь полегче. Работа была очень трудная. Приходилось лежать в грязи, над головой летят-свистят снаряды; или стоишь под струей воды, думая: "Только бы камера не подвела". Мне даже выдали тулуп и ушанку. Мы работали по 12-14 часов без выходных. И вот идет съемка, все усталые, хочется пить. В перерыве мне говорят: "Галя, ты не занята сейчас, привези попить". Как была в тулупе, прыгаю в танк, и мы мчимся на окраину Калининграда, где тогда шли съемки, в ларек за пивом.
- Как работалось с Алексеем Германом?
- Он очень талантливый человек. И настолько же сложный. Всегда жестко требовал полной отдачи каждого в группе. Так работать и трудно, и интересно. Но силы порой заканчиваются, нервы сдают. Долго, трудно снимали какую-то сцену под Ташкентом, снова и снова переснимали. Все устали. Недалеко от нашего поезда стоял верблюд, тоже участник съемки. И вот он не выдержал и плюнул Герману в лицо. На радость всей группе! Теперь и Герман вспоминает об этом с улыбкой.
А как вы отдыхали после такой тяжелой работы?
- Да никак. Только работа. И дружеская поддержка группы. Юрий Владимирович Никулин тонко умел разрядить обстановку, по-доброму разыграв кого-нибудь или рассказав анекдот. Однажды и я попалась. Под Ташкентом мы жили в кинопоезде, ездили туда-сюда, мое купе было рядом с Никулиным. На какой-то станции смотрю, ко мне в окно лезут разные лица, приплюснув носы в стекло. Задернула занавеску. Лица появились над ней, все выше и выше. Потихоньку выхожу на перрон. Вижу на окне, что рядом с моим, листок: "Никулин - там!" и стрелка ко мне. Людмила Гурченко, Люся, ко мне тепло относилась. Так случилось, что я уступила свое место в номере гостиницы девушке-монтажеру, которая приехала позже всех. Иду, на плече сумка с аппаратурой. Навстречу Гурченко: "Что такая озадаченная? Пойдем ко мне, у меня люкс, будем вместе". После тяжелых съемок возвращаюсь, Люся мне горячий чай, бутерброды сделает. Эти дружеские отношения остались на всю жизнь.
- Картина "Вдовы" Сергея Микаэляна тоже шла трудно?
- Тема фильма послевоенная - сердце сжимается. Главных героинь играли великолепные актрисы Галина Скоробогатова и Галина Макарова. Работали тоже много, часто переснимали, иногда долго ждали погоды - шли дожди. Вот сидим в автобусе, пережидаем дождь. Тоскливо, грустно. Входит Макарова: "Девоньки, что приуныли?" Подбоченилась и пошла: "Ох, ох! люблю двох, а погляжу - одна лежу!" Все распелись, разыгрались, не заметили, как дождь кончился. И за работу.
- После энергичных съемок на картинах в павильоне не скучно?
- Конечно, нет. Поставить правильно свет - это только начало. Главное - почувствовать, разговорить, вызвать на контакт актера, который пришел на пробы.
- Слышала, у актеров была примета: если снимает Лисютич - утвердят на роль.
- О примете ничего не знаю. А только некоторые актеры старались поменять время или съемочный день, чтобы я снимала. Как-то Высоцкий на меня очень обиделся. Попросил поснимать его на пробы. Говорю: "Не могу. На картине есть фотограф". Такова профессиональная этика.
- Всегда получалось взаимопонимание с актером?
- Да. Но по-разному. Для картины "Летучая мышь" на роль графа искали актера. Нужен был красавец, взгляд с поволокой. Нашли. Фактура есть, поволоки - нет. Тут я пустилась во все тяжкие. И так улыбнусь, и так пококетничаю. Гляжу - глаз зажегся. Сделала снимки - его утвердили на роль. Порой самой требуется стать актрисой.
Снимала московского актера с короткой фамилией из трех букв. Забыла имя. А, вот, - Гафт. И считать к тому же разучилась. Пришел, молчит, насупился, съемка не идет. "Давайте поговорим". "Ну, я вам наговорю!" Проболтали не один час.
Другая актриса пробовалась на роль веселой хохотушки. Сидит перед камерой, ревет. Выслушала ее, поплакали, пощебетали - и все в порядке.
- Какой же богатый у вас архив негативов!!!
- За двадцать лет - километры. Видите: Этуш, Табаков, Видов, Терехова, Буров, Басов, Вицин, Вертинская, Весник, Соломин, Соловей, Пилецкая, Олялин, Немоляева, Меркурьев, Михалков, Купченко, Кадочников.
- Сейчас вы входите в совет ветеранов киностудии "Ленфильм". Чем занимается совет?
- Пытаемся поддерживать старожилов кино, да денег маловато. То есть, вовсе нет. Поздравляем с днями рождения, два раза в году устраиваем вечера встреч с пирожками да пирожными. Продержимся еще!