ВОДЛОЗЕРСКИЕ ТАЙНЫ
Огненный Илия, сейды и плотины. В ожидании Микулы Селяниновича.<br>
"НВ" уже рассказывало о Пудожском районе Карелии ("Далеко ли отсюда этот ваш Пудож?" от 30.07.04). Сегодня - продолжение рассказа об этой благодатной земле, древней и мистической...
Девятый год подряд сюда стекаются людские потоки отмечать Ильин день. Праздник старый, как сама жизнь. Огненный Илья, мчащийся по небу на колеснице и мечущий молнии в демонов, - преемник языческого Перуна, бога небесного огня, покровителя воинов, подателя мужской силы.
Само назначение праздника - очистительная магия, избавление от порчи, от злых колдунов, исцеление. Существует поверье, будто накануне эти самые колдуны вовсю активизируются, пытаясь "оторваться по полной" ввиду того, что Илья вот-вот задаст им перца.
Хочешь определить колдуна - встань в засаду возле его жилища. В ночь накануне Ильина дня он вылетит через трубу на помеле, дабы покинуть известное строгому божеству место. А может быть, черной кошкой из двери выскочит или вообще каким-нибудь странным существом. Убежит в темный хвойный лес, заберется в заброшенный сарай, погреб...
Не повезло домашним животным. По поверью, в Ильин день они вбирают всю нечистую силу, становятся неуправляемыми и агрессивными. В дом их нельзя пускать. Впрочем, и далеко от дома выгонять не рекомендуется: могут одичать. По лесу в Ильин день разрешалось ходить только охотникам. Не случайно со 2 августа официально начинается охотничий сезон.
Ильинский погост в водлозерской островной системе появился во времена Ивана Грозного как оплот опричнины на севере Пудожского края. В те времена Пудожье было непроходимой глухоманью, где укрывались многочисленные беглецы, прятавшиеся в карельской тайге от сумасбродного тирана и его приспешников (позднее здесь строили скиты староверы).
Почти до середины XIX века Водлозеро было неизвестной землей, наподобие труднодоступных тропиков Африки или южной Америки. Водлозеро всегда звалось пудожанами "загнано место". Дома здесь плохонькие, и живут бедно - говорили про водлозеров. А еще гуляла и до сих пор гуляет присказка: "Озеры глупы водлозеры" ("глупый" - значит "странный", "необычный").
Локальная этническая группа водлозеров (сегодня порядка 500 человек, сосредоточенных в единственной сохранившейся деревне Куганаволок) - подобие обособленной цивилизации со своим специфическим озерно-островным мировоззрением. Например, слово "дорога" здесь означает "путь по озеру". "Остров" - особая мифологема, материк ему противопоставлен, как профанное сакральному.
Об этом беседую с женщиной, достойной понятия "странная водлозерка". Наталья в миру - жена директора Водлозерского национального парка и научный сотрудник. Они с мужем Олегом возрождают заброшенную деревню, построили там дом и живут в гармонии с природой. Удивительно, что Наталья - городская по рождению - ни разу не была в деревне до замужества:
- Теперь для меня самое важное - создать в современной системе естественные устойчивые формы, в которых могла бы существовать традиционная культура. Возобновление празднования Ильина дня - попытка вернуть традиционный праздник в современный мир. Мы восстановили то, что было: службу в храме, крестный ход, общую трапезу, колокольные звоны, песни, танцы, игрища на поляне пред погостом, крещение в озере.
Однако не все происходящие здесь события настраивают на праздничный лад. Случаются и трагические происшествия. Так, в конце прошлого года пропал священник Ильинской церкви отец Нил. Через три месяца его тело нашли рыбаки.
- Они могли приехать в Куганаволок, туда была чистая вода, - вспоминает Наталья, - а по дороге ко мне - лед. Они тащились по льду и пришли все-таки ко мне. А накануне вечером я наблюдала странное явление. На горе у нас есть часовня. И огромный красный рог месяца размером с часовню за несколько часов описал дугу раз в десять меньше обычной. Никогда раньше я не видала ни красного месяца, ни такой короткой дуги. Месяц просто заревом горел, страшная картина. А ночью во сне ко мне явился покойный батюшка и сказал, что его убили.
Отец Нил (А.Н. Савленков, в прошлом музыкант из Петербурга) переехал на остров из Муромского монастыря в ноябре 2000 года. Убийц нашли и за четыре дня до праздника Ильи-пророка привозили на следственный эксперимент. Ими оказались послушники Ильинской пустыни, появившиеся здесь за год до убийства. С отцом Нилом они повздорили из-за какого-то его замечания. И убили во время молитвы. Наталья в отношении их категорична: "Бес попутал".
Но какой бес? Что за сила обитает на острове? Вдоль побережья здесь находятся скрытые под водой сейды - культовые сооружения древних племен, тысячелетия назад населявших карельскую землю. Это, как правило, большой камень на основании из трех маленьких. Говорят, отец Нил собирался с ними покончить, не мог примирить христианскую молитву с их влиянием...
Сейды обнажаются по осени, когда озеро отходит. Возводили их на побережье, а потом они оказались под водой (уровень воды был на 2,5 метра ниже). Это в 1934 году в истоках рек, вытекающих из Водлозера, были сооружены водорегулирующие плотины, для того чтобы лесосплавом заниматься.
Плотины приняты парком на временное содержание, они находятся в аварийном состоянии. Необходимо строить новые - их демонтаж исключен, ибо возвращение озера в исходное состояние приведет к экологической катастрофе, затоплению Пудожа и других населенных пунктов. Таковы реалии сегодняшнего Водлозерья, былинного края, в котором записаны сказания о богатыре Микуле Селяниновиче. Похоже, здешним местам ой как требуются новые богатыри...