ТОТ, КТО ПОПРОЩАЛСЯ С БЕРЛИНОМ
26 августа исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Кристофера Ишервуда. <br>
О Берлине написано немало прекрасных поэтических и прозаических строк. Но, пожалуй, нет более знаменитой книги о том, что происходило в столице Германии в 1930-х годах, чем роман Ишервуда "Прощай, Берлин!" Именно эта книга и сделала писателя знаменитым на весь белый свет. Но не сразу он достиг этой славы. Кристоферу пришлось немало увидеть и испытать, прежде чем его имя стало известным не только его друзьям и знакомым.
Это был мальчик из старинной и типично английской семьи. Давний предок Кристофера судья Брэдшоу-Ишервуд был членом того самого трибунала, который приговорил английского короля Карла Первого к смерти. Отец будущего писателя был кадровым военным, а посему мальчик немало путешествовал по всему свету вместе с полком своего родителя. Он погиб во время печально известных боев на Ипре в 1915 году. А Кристофер отправился учиться. Кембридж был тем местом, где учились многие будущие знаменитости. Ишервуд штудировал исторические науки, но это не доставляло ему удовольствия. И через несколько лет он решил стать медиком. Перед очередной порцией учебы Кристофер заработал немного денег, служа секретарем и домашним учителем. Полученный опыт не пропал даром во время путешествия Ишервуда в Европу. Туда он отправлялся уже как автор романа "Все скрывают" (1928), произведшего впечатление на читающую британскую публику.
С 1929 по 1933 годы любопытный англичанин жил и трудился в Берлине, давая уроки английского языка и наблюдая за закатом Веймарской республики и поднимающим голову национал-социализмом. Пережитое и увиденное стало сюжетом двух последующих романов Кристофера Ишервуда, составивших его мировую славу, - "Мистер Норрис меняет поезда" (1935) и "Прощай, Берлин!" (1939). Чуть позже писатель объединит их под одной обложкой и назовет "Берлинские рассказы". В них от первого лица он описывает свои приключения, случившиеся с ним в Германии. Именно на страницах "Берлинских рассказов" и появляется та невероятно яркая певичка кабаре, которую ныне знает весь мир. Ее имя было Салли Боулз. Ишервуд не скрывает того, что это - реальный персонаж, слишком уж сочным выглядит ее характер со всей его взбалмошностью и беззаботностью, ничуть не мешающих женственности, наивности и доброте. Изумрудно-зеленый лак на ее ногтях навсегда стал тем цветовым знаком, под которым Салли удобно разместилась на самых разных страницах мировой культуры.
Впоследствии не однажды Ишервуд пережитое в реальности превратит в тексты собственных творений. Он и в жизни будет поступать так же, как и его герои. Поэтому в 1939 году он переберется из Старого Света в Новый. Он выберет уютное и престижное местечко Санта-Моника, где проживет до самой своей смерти в 1986 году. Неподалеку от виллы Ишервуда был расположен Голливуд, где после получения американского гражданства в 1946 году писатель обрел постоянный заработок в качестве автора диалогов к фильмам разных жанров.
В литературе по-прежнему создатель Салли Боулз оставался верен автобиографической теме. Он то описывал жизнь собственных родителей в книге "Кэтлин и Франк" (1971), то создал исповедальный роман "Обыкновенный человек" (1964), в котором едва ли не откровенно описывал жизнь гомосексуалиста средних лет. Не скрывал он и своего увлечения индийской философией ведизма, воззрения которого Ишервуд принял еще в конце 1930-х годов. Об этом он писал в своих романах, скорее похожих на беллетризированные исповеди. Но их эскапистский характер явно сужал круг потенциальных читателей. Рефлексия автора по поводу собственной биографии, оформленная ретроспективными размышлениями, не была окрашена в те ироничные тона, которые и создали неповторимость стиля "Берлинских историй". По большому счету Ишервуд вошел в историю мировой словесности именно как автор этой книги.
В 1951 году роман превращается в пьесу Джона Ван Друттена "Я, камера". Через четыре года в Англии выходит ее экранизация, в которой роль Салли Боулз сыграла актриса Джули Харрис. В 1966 году настала очередь Бродвея взяться за столь лакомый сюжет. Премьера мюзикла Джона Кэндера и Фреда Эбба "Кабаре" оживила Салли Боулз на сцене. Ее сыграла, спела и станцевала Джил Хоуворт. Благодаря фантазии автора сценария мюзикла Джо Мастероффа был вынужден сменить свое имя главный герой. Из Кристофера Ишервуда (ведь сам писатель был еще жив) он превратился в Клифа Брэдшоу. Так пригодилась вторая фамилия предков Ишервуда.
Когда в начале 1970-х годов режиссер и хореограф Боб Фосс решился на экранизацию мюзикла "Кабаре", то главный герой превратился в Брайана. Его сыграл Майкл Йорк. А вот Салли Боулз не только сохранила свое имя, но даже и цвет лака для ногтей у нее был таким, как и ее литературного прототипа. Именно такой и предстала на экране Лайза Минелли в образе героини Ишервуда. Кто видел "Кабаре" (1972), тот никогда не забудет его пьяняще-чувственную атмосферу, когда в веселые мотивы музыки и жизни начинают проникать леденяще-тревожные звуки маршеобразной поступи нацистов. Любовная мелодрама в картине Фосса разыгрывается на фоне острейших политических схваток. И в показе этого режиссер был абсолютно так же убедителен, как и писатель Кристофер Ишервуд, одним из первых бросивший взгляд на те годы, когда с немецким фашизмом еще можно было справиться.
Сегодня книги англичанина о Берлине находятся в тени великого киношедевра Боба Фосса, чье здание явно покоится на их прочном литературном фундаменте. Но нынче воздаем должное таланту автора "Берлинских историй", без которого мы вряд ли бы узнали о существовании Салли Боулз и уж тем более вряд ли когда-нибудь увидели незабываемое "Кабаре".