КОСМОС ИЛИ ВЫЖЖЕННАЯ ЗЕМЛЯ?
В Коми не утихают страсти вокруг космодрома Плесецк.<br>
Статистика рождаемости и смертности в Ижемском районе Республики Коми наводит ужас: людей умирает в два раза больше, чем рождается. Так, если в 1962 году родилось 902 человека, а умерло 192, то в 1982 году родилось наполовину меньше - 488 человека, умерло - 262. В 2002 году еще хуже - 228 на 423. Статистика раковых заболеваний в зоне оленеводства близка к аномальным показателям. За последние 40 лет она выросла в два с половиной раза...
Специалисты называют разные причины кризиса: от повального пьянства (за 2003 год от алкогольных отравлений в Ижемском районе погибло 45 человек) до дурного влияния на экологию космодрома Плесецк. Активисты республиканского общественного движения коми-ижемцев "Изьватас" борются с обеими напастями.
Недавно "Изьватас" одержал одну из самых громких побед. В ответ на очередное послание ижемцев в город Мирный, где располагается база Плесецка, Сыктывкар посетила делегация военных под руководством заместителя начальника космодрома по научно-исследовательским и испытательным работам Александра Иванова. Правда, почему-то не Ижму, а Сыктывкар.
Как было заявлено, военные прибыли "налаживать контакты" и устанавливать "цивилизованные отношения" с Республикой Коми. По неофициальной версии, "космические посланники" приехали, чтобы хоть немного разрядить обстановку, накалившуюся в результате бурной деятельности коми-ижемцев и местных "зеленых".
Мертвая земля
Плесецк - первая советская ракетная база. Она располагается в 300 км от Коми, на территории Архангельской области. 43 процента стартов космических ракет совершается с этого полигона. Их обломки падают, в том числе, и на территорию Коми. Есть сведения, что масса отделяющихся частей ракет, упавших на республику, превышает 620 тонн. Общий вес первых ступеней ракет, застрявших в Парме, - от 6,5 до 7 тыс. тонн, а ракетного топлива - 367 тонн. Однако насколько точны эти цифры, не скажет никто.
Отношения республики с Плесецком завязались в середине 1960-х. Тогда же были определены так называемые "районы падения" (РП). Туда падают головные обтекатели, первые ступени и боковые блоки ракет. Сегодня действуют четыре РП на территории Усть-Цилемского, Ижемского, Усинского, Печорского и Удорского районов.
Самым опасным считается РП "Печора". Сюда падает первая ступень ракеты "Космос-3М", начиненная остатками топливных компонентов. Эта ракета, по официальным данным, за один раз "проливает" на землю до 340 кг окислителя и около 300 кг горючего. Согласно неофициальной статистике, в топливном баке этой ступени остается около 700-1000 литров. В том числе самого опасного вещества - гептила, который в виде дождя, аэрозоля и тумана оседает на землю.
Гептил относится к оружию массового поражения. Он в шесть раз более опасен, чем синильная кислота. Одна тысячная доля миллиграмма этого вещества на литр воздуха является смертельной концентрацией. Гептил не только токсичен, но и летуч. Он растворяется в воде. Кроме остатков гептила, отработанная ступень ракеты содержит еще 800 кг азотной кислоты - сильнейшего окислителя. Последний распыляется в воздухе и в виде отравляющих дождей возвращается на землю.
Не менее опасен и дым. Растворяясь в атмосферной влаге, он оседает на почву, отравляя все живое. Кроме того, каждое падение отработанных ступеней, как правило, приводит к лесным пожарам. Специалисты отмечают, что после определенного количества стартов ракет на гептиловом топливе вдоль трасс полета ракет образуется "мертвая земля" - безжизненная полоса шириной 130-135 км.
Как явствует из "Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 году", в грунтовых водах, отобранных в РП "Печора", зафиксировано аномально высокое содержание нитрозодиметиламина (продукта разложения гептила) - на уровне 1000 предельно допустимых концентраций.
В 2000 году Институт биологии КНЦ УрО РАН получил 30 тыс. рублей на исследования лесов Удорского района (один из РП на территории Коми). В докладе о результатах исследования говорится: "Можно однозначно констатировать негативное влияние космической деятельности на природный комплекс районов падения в результате химического и механического загрязнения территорий".
Еще в 1998 году санитарные врачи из Коми участвовали в разработке федеральной целевой программы "Медико-экологический мониторинг на территориях, находящихся в зоне влияния ракетно-космической техники". Ее инициатором был губернатор Архангельской области. Однако дальнейшего развития данная программа так и не получила.
А в 2000 году ученые из Архангельска изучили здоровье населения в селах Большая Пысса и Сельыб Удорского района. В результате были установлены "негативные тенденции в состоянии здоровья населения села Большая Пысса". В их основе - "воздействие токсичных компонентов". Но какие конкретно "компоненты" и в какой степени повлияли они на здоровье жителей, осталось загадкой.
С начала сотрудничества Плесецка и республики прошло 40 лет. За это время только один из четырех районов падения получил экологический паспорт. То есть прошел экспертизу. Однако когда проект этого документа попал в руки главного санитарного врача Коми Людмилы Глушковой, та ахнула: в проекте паспорта не было даже замеров уровня фонового загрязнения. Не проводилось исследование грунта и растительного мира...
Деньги с небес не падают
По существующему договору космические войска выплачивают в республиканский бюджет компенсации за разовое использование районов падения. Но только при проведении коммерческих запусков ракет (запуски в интересах обороны, разумеется, "бесплатны"). Однако коммерческие рейсы случаются крайне редко. Так, в РП "Печора" с 1991 года по 2000 был произведен только один подобный запуск. И тот - неудачно. Ракета-носитель "Космос-3М", отстрелив отработанную ступень в пределах района падения "Печора", ушла по своей траектории дальше. Однако на заданную орбиту спутник так и не вывела.
Между тем жители села Брыкаланск слышали сильный взрыв. Они видели два столба дыма, которые поднимались над тайгой. Детально обследовать территорию не удалось: настали сильные морозы. За запуск (не аварию!) ракетчики перечислили в бюджет республики 111,55 тыс. рублей. Это была единственная выплата за всю историю сотрудничества с космодромом.
Таким образом, никаких средств Республика Коми от использования ее территорий при освоении космоса не получает. Более того, действующее законодательство позволяет военным уходить от платежей, компенсируя лишь аренду за 4 часа использования земли, но не экологический ущерб.
На встречу с военными из Плесецка Валентина Ануфриева, председатель движения "Изьватас", пришла с заготовленной речью и отпечатанной на принтере резолюцией. В последней были требования. Прекратить использование ракет класса "Космос". Провести исследования почв и воды в водоемах вдоль трасс полетов ракет. При подписании очередного договора между Коми и Плесецком предусмотреть заключение социальных договоров между космодромом и администрацией районов падения отделяющихся ступеней.
На этом настаивал и глава Печоры Анатолий Лобастов, справедливо полагая, что правильнее переводить компенсации не в бюджет республики, а в бюджеты районов, страдающих от работы Плесецка. Впрочем, этот вопрос оказался не в компетенции военных. Наверное, поэтому они даже не стали на него отвечать...
В целом полемика о влиянии ракетно-космической деятельности на жизнь и здоровье граждан и окружающей среды прошла мирно. Общественники так и не отстояли свое требование под пунктами "прекратить", "провести" и "предусмотреть". Однако остались довольны хотя бы тем, что просто их выслушали.
Три года назад в Плесецке начались работы по созданию стартовых комплексов для новой ракеты тяжелого класса "Ангара-5". В 2006-2007 годах планируется внедрение этого ракетоносителя. Отработанные ступени общим весом 36 тонн будут падать с высоты 70 км и приземляться на территорию Коми, в районе Троицко-Печорского и Вуктыльского районов.
Напомним, что там располагаются национальный парк "Югыд ва" и Печоро-Илычский заповедник. По данным "зеленых", на территории последнего, включенного в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, уже находили остатки ракет. Будут находить и впредь. Тем более что Александр Иванов на встрече с общественностью предупредил: "Там, где есть космодром, без трагедий не обходится".