БОЖЕСТВЕННЫЙ КРУГ РАФАЭЛЯ ВЕРНУЛСЯ. НО НЕ НАДОЛГО
В Эрмитаже вновь выставлено знаменитое полотно Рафаэля "Мадонна Альба".<br>
Судьбы живописных полотен бывают подчас так же причудливы, как и биографии людей. Особенно насыщенной событиями оказывается жизнь великих полотен. К таковым относится один из шедевров Рафаэля - "Мария с младенцем и Иоанном Крестителем", известный более под названием "Мадонна Альба".
Великий живописец создал картину в Риме, куда прибыл в 1508 году по приглашению папы Юлия II. В Вечном городе он работал как архитектор, портретист, занимался "судьбой античных древностей". Там же получил и частный заказ на полотно, которое стало синонимом мастерства, живописного совершенства. Он заключил композицию в круг, называемый тондо. По воззрениям творцов эпохи Возрождения, круг - божественная форма. Она включает все - и дух, и материю. "Эту картину можно уподобить прекрасному зданию, в котором - все ритм, одни части несут другие, все крепко и все полно радости, потому что отвечает каким-то заложенным в нас требованиям лада", - писал Александр Бенуа.
В 1686 году картину приобрел вице-король Неаполя. А потом по наследству полотно перешло к его дочери, вышедшей замуж за герцога Альбу, откуда и второе название шедевра - "Мадонна Альба". Картина хранилась во дворце герцогской семьи более ста лет, потом переходила от коллекционера к коллекционеру, пока не досталась банкиру Кузвельту. У банкира ее купили по желанию Николая I для Эрмитажа в 1836 году за 14 тысяч фунтов стерлингов. Последующие сто лет "Мадонна Альба" восхищала посетителей экспозиции итальянского искусства Эрмитажа.
Дальше судьба шедевра сделала резкий поворот. В 1931 году полотно было тайно продано вместе с другими эрмитажными вещами американскому миллиардеру и министру финансов Эндрю Мэллону. А он спустя несколько лет подарил его Национальной художественной галерее в Вашингтоне.
Большевики не были дураками и профанами, распродающими за бесценок национальные сокровища, считает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Они знали, чего хотели. Им нужны были не только большие деньги, но и выход на международный оружейный рынок. А получить его можно было только путем взаимных уступок. И они на такие уступки шли - распродавали тайно эрмитажные богатства во имя маленьких, мнимых, сиюминутных побед.
Теперь нам приходится учиться на тех роковых ошибках. Нынешний директор Эрмитажа уверен, что ни при каких обстоятельствах ничего из музеев продавать нельзя. Не только потому, что это неразумно в стратегическом плане, а еще и потому, что национальные богатства не принадлежат нынешней власти. Ей надлежит только хранить, умножать, а потом передать эти сокровища следующим поколениям. И еще директор Эрмитажа сказал, что открытие выставки картины Рафаэля из Национальной художественной галереи США для нас "праздник со слезами на глазах, потому что та давняя продажа "Мадонны Альбы" остается незаживающей раной".
"Мадонна Альба" гостит у нас до 11 октября, а потом отправляется на выставку в Лондон.