ГОРЬКОЕ АКТЕРСКОЕ СЧАСТЬЕ
Народному артисту России Николаю Мартону - 70 лет.<br>
На прославленную сцену Александринского театра, Театра им. А.С. Пушкина, Николай Мартон впервые вышел в роли Альбера в знаменитой постановке "Маленьких трагедий", где участвовали великие мастера - Николай Черкасов, Бруно Фрейндлих, Николай Симонов... Потом было множество самых разнообразных ролей: писатель Антуан де Сент-Экзюпери, император Наполеон, лакей Фирс - всех не перечислить, их более восьмидесяти.
- Последние сезоны Александринки оказались весьма насыщенными. Что принес вам новый репертуар?
- Бывает так: театр работает-работает, а потом останавливается, жизнь в нем замирает. Александринка, мне казалось, давно остановилась. И в ней, конечно же, нужно было наводить порядок.
И сейчас эти изменения стали, по-моему, очевидны с приходом к художественному руководству Валерия Фокина и главного режиссера Александра Галибина. Эта команда начинает кардинально менять все устои. И в моей жизни, и в жизни всего театра произошли изменения, и очень серьезные. Встреча с Фокиным дает энергию, заставляет чувствовать по-другому. Я привык в основном делать роль сам. Но в "Ревизоре" мы создавали Землянику вдвоем с Фокиным. И все актеры делали свои роли совместно с режиссером: он точно знает, чего хочет. А это редкое качество.
- Диалог культур, сосуществование различных реальностей присутствовали во многих спектаклях Александринки. В том числе и в "Маскараде", где вы играли Неизвестного. Каково было вам участвовать в авангардной зрелищной постановке Игоря Селина?
- Лермонтовский "Маскарад" очень многое значит в моей жизни. Во-первых, это самая любимая моя пьеса во всей мировой драматургии. Познакомился с ней, когда мне было четырнадцать лет, прочитав в библиотеке ремесленного училища, которое заканчивал в Киеве. Тогда я только начинал увлекаться поэзией, и "Маскарад" стал первой драмой, которую я прочитал. Был совершенно потрясен Арбениным, красотой лермонтовского стиха... И всю жизнь мечтал сыграть Арбенина. Но не довелось - так бывает у актеров, не осуществляется их мечта. А тут пришло время поставить "Маскарад" в Александринском театре. Сделал это режиссер Игорь Селин. Он действительно осуществил авангардную постановку - с оркестром, хором, балетной труппой... Но все же это был спектакль концертной структуры, не драматической. Мне было любопытно в нем работать. Хотя сыграл не Арбенина - годы не позволили, - а Неизвестного. И делал это с большим удовольствием. Потому что Неизвестный - это тоже Арбенин, другая сторона его души.
Художественный руководитель Александринского театра сделал мне колоссальный подарок: он предложил прочитать "Маскарад" в спектакле малой формы - не на большой сцене, а в золотом нашем Царском фойе. Марина Гаврилова, актриса и драматург, сделала сценическую редакцию "Маскарада". Мы взяли музыку Кузмина, поэта, который писал ее когда-то для Мейерхольда (Глазунов появился потом, когда определился грандиозный масштаб замысла). В спектакле заняты пианист и два актера: Николай Мартон и Наталья Панина. Я могу прикоснуться не только к образу Арбенина, но и ко всем действующим лицам, глубоко вникнуть в пьесу, прочувствовать ее и передать зрителю страстные мысли автора.
- В этом году вы отмечаете свой юбилей. Каково существовать на сцене в окружении прожитых вами персонажей? Возникает ли диалог с прошлым на сценических подмостках?
- За театральную жизнь сыграно колоссальное количество ролей. Конечно, в основном в Александринском театре, хотя за четыре годы работы в Симферополе, где я начинал, сыграно двадцать ролей, а здесь уже более восьмидесяти. Все персонажи, созданные актерами - и я не исключение, - с одной стороны, являются тяжелым грузом, с другой - великим счастьем: актеру даруется возможность прожить не только свою судьбу, но и жизни десятков, а то и сотен других людей. И это великая радость нашей профессии.