МАРАФОН НОНКОНФОРМИЗМА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Хотя наш город и принято считать оплотом классического искусства, но на протяжении всей своей истории он был, так или иначе, лабораторией творческого эксперимента, модерна, авангарда.<br>
Последние годы петербуржцам, интересующимся современными направлениями, хорошо известен адрес "Пушкинская, 10", где цветут все цветы странного, непонятного, заумного, бунтарского, возмутительного, но такого влекущего искусства начала XXI века. Корреспондент "НВ" беседует с Сергеем Ковальским, художником, публицистом, президентом региональной общественной организации "Товарищество "Свободная культура", одним из создателей и руководителей "Пушкинской, 10".
- Сергей Викторович, для начала немного о том, на что направлена деятельность товарищества, что оно из себя представляет?
- В постперестроечное время, в 1990 году, нам удалось организовать сначала гуманитарный фонд, а потом товарищество "Свободная культура". Зарегистрировать его официально как творческий союз. Теперь он включает в себя не только художников, но и всех представителей неофициальной или нонконформистской культуры: писателей, актеров, музыкантов. Его основные задачи: обеспечение нормальных творческих условий для труда независимых деятелей современной культуры, а также возможность представления современного искусства широкой публике как в Петербурге, в России, так и за рубежом. Кроме того, на базе арт-центра на Пушкинской, 10, который является основой товарищества и которому в этом году исполнилось 15 лет, мы организовали Музей нонконформистского искусства с довольно большой коллекцией. И тоже маленький юбилей - в этом году ему пять лет.
- Чем знаменательно лето юбилейного года?
- Сейчас мы одновременно завершаем празднование юбилея "Пушкинской" и открываем новый сезон. Сделано очень много. Самые яркие события, конечно, два огромных рок-концерта в Петербурге, во Дворце спорта "Юбилейный", с участием Гребенщикова, Бутусова, Шевчука. Аналогичный концерт прошел на стадионе в Лужниках, в Москве. Прошел Фестиваль современного искусства в залах галерей на самой Пушкинской в официальный день рождения - 26 июня. А сейчас мы готовимся к Фестивалю независимого искусства, посвященному другому юбилейному событию - 30-летию той самой выставки в ДК Газа. На него приедут 20 художников-эмигрантов, уехавших из страны 20-30 лет назад, которых мы разыскали в семи странах. Они приедут со своими новыми работами и представят их в ЦВЦ "Манеж" с 6 по 20 ноября.
- Но это в будущем, а теперь - о насущном. 4 сентября на Пушкинской открылось семь новых выставок, которые продлятся до конца месяца. Что они из себя представляют?
- Мне кажется очень интересной выставка Славомира Мрожека - известного польского драматурга и интереснейшего карикатуриста, оказавшего большое влияние на формирование русской интеллигенции в 70-е годы. Польское искусство было тогда очень сильным - и музыка, и театр, и литература. Нам приятно видеть часть этого творчества в стенах нашего музея. Также молодые художники из Англии, из Манчестера, занимающиеся исследованием проблем современного абстрактного искусства, представляют выставку "Местность". В Академии изящных искусств у нас выставка - "Неуловимое" - рисунки на стекле Ирены Куксенайте. Кроме того, выставки: "Новые поступления в "Архив и Библиотеку Независимого Искусства"; проект Энди Питерского "Пьяный ангел" - живопись и графика; проект Андрея Юрьева "Наглядные пособия" - шкафчики; "Таиланд" - цветные фотографии Татьяны Навальной. Грядет "Осенний фотомарафон", который проходит каждый год по всему городу, и в его рамках - выставка известного фотографа, хроникера всех подпольных ленинградских выставок, эмигрировавшего много лет назад в Париж, - Валентина Самарина.
- Словом, вы пропагандируете современное искусство как необходимую часть культурной политики демократического государства...
- Безусловно! И мы пытаемся воссоздать разорванную связь времен между знаменитыми годами русского авангарда 20-30 годов и второй половиной ХХ века, когда возродилось искусство нонконформизма.
- Каким образом товарищество откликается на события, происходящие в стране?
- Например, мы открыли выставку Мрожека 3 сентября, в печальный для России день, связанный с событиями в Северной Осетии. Я заметил: может быть, не стоит отменять все задуманные мероприятия, а напротив, имеет смысл подчеркнуть, как на примере международного контакта, в данном случае с поляками (а 4 сентября мы открыли еще и английскую выставку), мы показываем способ нормального человеческого сотрудничества и общения. Кстати, люди у Мрожека рисуют карикатуры на политическую тему, но не занимаются насилием и терроризмом! Думаю, главное наше дело - налаживать культурные международные контакты.
- Это некая сверхзадача товарищества?
- Это тема круглых столов, которые будут проходить на Фестивале независимого искусства в Манеже, куда мне хотелось бы пригласить представителей городских комитетов администрации города, чтобы обсудить проблемы не только непосредственно искусства, но и социальные проблемы, касающиеся деятелей современного искусства и культуры в целом. А как сверхзадачу хочется выдвинуть тезис о том, что Петербург в России - самый авангардно мыслящий город. И было бы неплохо в Устав города внести как минимум эпиграф, а лучше пункты, гласящие о приоритете культуры во всех видах деятельности городского правительства! Думаю, если бы это решилось на государственном уровне, и из этого исходили все пункты Российской Конституции, и мы бы отнеслись к этому серьезно, то, наверное, не было бы многих страшных вещей, которые происходят сейчас в нашей стране!