НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРБАЛИЙЦЕВ В ВЕНЕ
"Венские встречи" в Театре музыкальной комедии.<br>
Государства Барбалия на глобусе нет. И названия "Венские встречи" в штраусиане тоже нет. История этой оперетты вкратце такова. Лет сорок назад дирижер Евгений Корнблит и переводчица Полина Мелкова решили использовать пьесу венского драматурга Гуго Винера для того, чтобы показать ту музыку Штрауса, которая по разным причинам осталась малоизвестной. "Укрепив" ее несколькими известными мелодиями, составили новую композицию и согласовали ее с пьесой. Произведение было показано в Ленинграде в 1970 году, имело успех, и нынче театр решил к нему вернуться.
Разбогатевшая хозяйка модного венского салона, принц обнищавшей экзотической страны, фиктивный брак, государственный переворот - категории, далекие от штраусовской эстетики. Постановщик Александр Исаков, однако, обыграл сюжет, уловив в нем косвенные переклички с нашими реалиями. Здесь встретим и погоню за "престижем" любой ценой, и взяточничество, и мелкое политиканство, и даже набившую оскомину рекламу пива. Все это смотрится увлекательно. Но досадным архаизмом вторгается комментарий одного из персонажей пьесы, поясняющего происходящее фразами типа "оперетта такой жанр", "в оперетте так бывает всегда" и т. п. Прием этот очень не нов и, кроме помехи в непосредственном восприятии действия, другой функции не имеет.
Нельзя не отметить, что разнородный музыкальный материал организован в нечто целостное: прочерчены лейтмотивы, намечены темы ситуаций и персонажей (дирижер Алим Шахмаметьев). Создана некая музыкальная "сетка", на которой воздвигнуто здание спектакля. Здесь все не совсем обычно: полностью отсутствуют приметы места и времени - только внутренний занавес да пара мобильных столов, похожих на больничные каталки (художник Ирина Ведерникова). Да еще странные светящиеся конусы многообразных функций. Костюмы красивы и неожиданны. Темный задник подчеркивает их яркие цвета и игру света, внезапные вспышки, таинственные плавающие золотистые огни. Нарядный и праздничный облик спектакля создается и озорными подчас мизансценами, и щедрой хореографией (балетмейстер Кирилл Ласкари). Тут и гротеск, и модерн, и классическая полька, поставленная в лучших традициях Петипа, и интересные, сложные подтанцовки персонажей. Порой балет настолько агрессивен, что вторгается в судьбоносный любовный дуэт героев, весело мелькая между влюбленными и не в такт "аккомпанируя" им стуком пуантов. Не зря ли? Все-таки Штраус - не мюзик-холл...
Надо, наконец, сказать и об актерах. Исполнительницы главной роли Эммы Кнорр - Татьяна Таранец и Алина Алексеева, обе прекрасные вокалистки, поняли путь развития образа: довольно жесткая дама-администратор, сдающая свои амбиции при вмешательстве любви. Ей полностью подчиняется ее старый друг и поклонник Рудольф фон Штробль. Валерий Матвеев, может быть, излишне эмоционален в роли немолодого, умудренного жизнью холостяка. Герой - принц Роберто, приехавший на спортивный турнир из экзотической Барбалии, - Александр Байрон, умеющий быть и беспечным, и элегантным, и рыцарски влюбленным, при этом успешно преодолевающий трудности теноровой партии. Принцем пытается руководить хитрый, лицемерный и корыстный политикан граф Дуро Дурибан - блестящая работа Виктора Кривоноса. В политическую игру графа вступают и плетут свои сети барбалийская авантюристка Изабелла (Ольга Лозовая и Елена Крицкая) и секретарь Эммы Шпехт (Дмитрий Ягнов и Никита Захаров). Обе пары - превосходные танцовщики, составившие слаженный актерский и лихой танцевальный дуэт.
Красивый, нарядный, необычный спектакль. Но - не заполнение штраусовской "ниши". И руководство театра, кажется, всерьез планирует постановку оригинального произведения.