ВИРТУОЗ ИЗ МОСКВЫ
12 сентября известный музыкант Владимир Спиваков отметил свое 60-летие.<br>
Его вполне можно назвать человеком-брэндом. Сегодня о Владимире Теодоровиче знают даже те, кто не может отличить Баха от Фейербаха и никогда не брал в руки смычка, не говоря уже о посещении Большого зала Филармонии. Спиваков вполне мог довольствоваться почетом, славой и всеми благами, которые сопутствуют в нашей стране талантливому музыканту. Еще в "той", советской жизни он обрел все мыслимые звания, вплоть до звания лауреата премии Ленинского комсомола. Однако достаточно быстро одаренный скрипач осознал важность совсем других наград. Его яркие успехи в серии престижных международных конкурсов - от Москвы до Парижа - вывели Спивакова в элитный отряд звезд-исполнителей. Здесь бы впору и почивать на лаврах, но не таков его характер.
Бурная гастрольная деятельность - нынче здесь, завтра - там, лишь отчасти удовлетворяла амбиции. Тогда-то и пришла идея о собственном коллективе. Идею подсказали коллеги-музыканты - ансамбль "Виртуозы Рима", приезжавший на гастроли в СССР в семидесятые годы прошлого века. Грандиозный успех и записи на фирме "Мелодия" свидетельствовали - настало время не больших оркестров, а камерных мобильных музыкальных групп. Так родились - по аналогии - "Виртуозы Москвы", которых Владимир Спиваков и возглавил. Впрочем, он сделал и еще один дерзкий шаг, выдающий в нем одаренного музыкального менеджера. Оркестр отправился на местожительство в Испанию и уже оттуда начал свои гастроли по всему миру, иногда заезжая и на родину.
Четко и целенаправленно вел худрук "Виртуозов Москвы" cвой оркестр к публичному признанию, используя такой мощный пропагандистский ресурс, как телевидение. Постепенно стало модным любой концерт к дате или празднику, телемарафон или акцию украшать выступлением коллектива Спивакова. Он вспомнил и о своей второй - дирижерской - специальности. Кто видел - не забудет, как маэстро на иных концертах, держа в руках скрипку в духе Иоганна Штрауса-младшего, начинал дирижировать с помощью смычка. В этом был особый шарм и чисто профессиональный шик. Фотоссесии и интервью, портреты обнаженного по пояс Спивакова с мощным рельефом мускулатуры разрушали традиционный образ худосочного скрипача в очках, уставившегося в ноты на пюпитре. Владимир Теодорович прямо-таки излучал энергию удачливого мужчины и уверенность в том, что без музыки в его исполнении жизнь не в радость.
Сегодня Спиваков независим и знаменит. Он по-прежнему удачно занимается менеджерской деятельностью, которая все больше похожа на продюсирование. Организация фестивалей и благотворительных акций, постоянное присутствие в масс-медиа давно и прочно стало стилем его жизни. Он может позволить себе не соглашаться с властями и организовать концерт памяти своего друга Анатолия Собчака наперекор мнению и противодействию иных чиновников. Спиваков спокойно относится к собственной популярности, сохраняя чувство юмора и осознавая цену таланта. Он вывел камерную музыку за пределы интересов узкого круга меломанов, превратив ее в модный и престижный повод к общению VIPов, что немного обижает и самих меломанов, которые помнят те времена, когда билет на концерт Спивакова не стоил месячной пенсии пожилой учительницы или библиотекаря. Но что же делать, коль человек-брэнд уже не принадлежит самому себе? Его слава - его капитал, и здесь действуют уже не законы музыкальной гармонии, а правила и традиции того самого рынка, к которому так жадно мы все стремились еще полтора десятка лет назад.
При чем здесь музыка и Владимир Спиваков? Главное, что он у нас один такой. И второго нам не надо. Слушая его скрипку, наблюдая за ним на концертных подмостках, осознаешь, что музыка - это способ наслаждаться жизнью, и бытовое словечко "кайф" - суть того состояния, которое порою настигает тебя в филармоническом зале. Наш юбиляр прекрасно знает секреты того, как это состояние вызвать у тех, кто его слушает.