"КРАСНАЯ КАПЕЛЛА": МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

На телеканале "Россия" завершился показ сериала "Красная капелла". Истории о разведчиках, особенно основанные на реальных событиях, всегда привлекают повышенное внимание. То, что телевизионная, "киношная" или литературная версии могут и имеют право отличаться от того, что имело место на самом деле, наверное, обсуждать не стоит. Не будем в этом случае рассуждать и о том, что история знает немало примеров переписывания или просто забвения и самих реальных фактов. Вопрос в другом - где та граница, которая отделяет право на художественный вымысел от сознательно ложной интерпретации фактов, вошедших в историю? Существует ли эта граница вообще, и если да - то какое наказание полагается за ее нарушение? Особенно если еще живы те, кто был героем или просто участником реальных событий, а потом стал персонажем этого вымысла. <br>

В ситуации с "Красной капеллой" эта тема особенно актуальна. Причем именно для "Невского времени". Не так давно, в августе прошлого года, в трех выпусках нашей газеты публиковался рассказ Анатолия Гуревича ("Кента") - резидента этой крупнейшей разведывательной сети - о том, как она создавалась и работала - до конца. Наш корреспондент встретился на днях с Анатолием Марковичем - и его мнение о сериале было, мягко говоря, очень резким. Впрочем, читайте сами... ВСЕ СОВПАДЕНИЯ СЛУЧАЙНЫ? Боль, жгучая душевная боль овладевала мной всякий раз, когда я включала телевизор и пыталась посмотреть сериал про "Красную капеллу". Такое чувство испытываешь, когда смотришь репортаж о документальных событиях и знаешь, что каждое слово - это неправда, сказанная в угоду чьим-то амбициям. Такое чувство испытываешь, когда твоих родных и близких поливают грязью, собирают сплетни и разносят их по округе. В нашем городе живет Анатолий Маркович Гуревич, он же Винсент Сиерра, он же Кент - резидент советской разведки в Бельгии и Франции в 1939-1942 годах, наверное, наш современник, единственный из "Красной капеллы". Я знаю Кента не так уж давно, всего лет 5 - мы соседи по даче. Ему сейчас 90 лет, и как вы думаете, о чем мы говорим во время наших встреч в течение этих 5 лет? Конечно, о "Красной капелле". События тех лет - это главные эпизоды его жизни, это его молодость, это смысл его жизни. Старики обычно помнят прошлое гораздо лучше, чем вчерашний день, а тем более у Анатолия Марковича такое прошлое. Он всегда говорит о разведке, о Бельгии, о Франции, об Испании, вспоминает то один эпизод, то другой, то опять в десятый раз возвращается к уже рассказанному. Из этих воспоминаний я складываю связный рассказ, который выливается в книгу. Как все было на самом деле, помнит Анатолий Маркович, но уже и моих знаний достаточно для того, чтобы знать, что сказал в тот или иной момент Леопольд Треппер, что подумал Кент тогда-то и тогда-то, как вел себя Карл Гиринг во время допроса... И так смешно и нелепо смотреть на то, что с истинной историей "Красной капеллы" сотворили авторы и режиссеры сериала. А может быть, можно простить им эту шалость? Как пишут в предисловии к детективным романам, "совпадения с реальными людьми и событиями случайны". Именно под этим грифом и выступили создатели сериала. Это не исторический фильм (совпадение названия с реально существовавшей разведсетью случайность, и также по какой-то нелепой случайности действующие лица носят имена реальных людей), по жанру - это бульварное чтиво по мотивам исторических событий, не больше. Каждую серию стоило бы предупреждать фразой - "Все совпадения случайны". Параллельно с "Красной капеллой" на Первом канале шел фильм - тоже о разведчиках Великой Отечественной войны. Та же стрельба, взрывы, погони, но имена у героев самые обычные, и авторский вымысел не коробит душу. Создателям "Капеллы" тоже надо было своим вымышленным героям дать вымышленные имена. И нечего было бы копья ломать. КАК ЭТО БЫЛО Каждый раз, когда я писала про жизнь Анатолия Марковича Гуревича, я всегда невольно представляла, какой захватывающий фильм можно снять по его рассказам. Реальность гораздо интереснее вымысла. Те, кто смотрел сериал, хотите узнать, как на самом деле была арестована рация брюссельской группы Кента? Сравните, гораздо интереснее, тем более для любителей "жареного" и "клубнички", коими выставили себя создатели сериала. Не было никакого передатчика на чердаке и крадущихся без сапог фашистов. Был шум и гам в особняке, в одной комнате шла вечеринка, которую собрал Треппер - Жан Жильбер по поводу своего приезда из Парижа (связные, радисты, шифровальщики, все вместе, вопреки законам конспирации), а в другой комнате шел сеанс передачи. Соседи даже хотели властям жаловаться, так шумно, с пьянками и проститутками, существовала база радиста. Немцы педантично отключали электричество в каждом районе. Отключат один дом, послушают - передатчик работает, отключат второй - работает, отключили третий - замолчал, значит, передачи идут отсюда. Вошли в дом. А тут опоздавший Жильбер звонит в дверь, увидел немцев, представился коммерсантом: мол, адресом ошибся - и был таков, а всю группу брюссельскую арестовали, а затем по цепочке полетели головы антифашистов по всей Европе. Парижским отделением зондеркоманды "Роте капелле" с лета 1943-го руководил криминальный советник Хейнц Паннвиц, от которого и сбежал Жильбер, это он боялся отправки на Восточный фронт. И если уместно говорить о каких-то приятельских отношениях между палачом и жертвой, то они были как раз между Кентом и Паннвицем. Маргарет учила секретаршу и подругу Паннвица готовить и вести хозяйство, они пили кофе и секретничали. Мужчины вели долгие интеллектуальные беседы. В застенках гестапо Кент перевербовал на нашу сторону Паннвица и привез его в Москву из освобожденного Парижа вместе с радистом, секретаршей и несколькими чемоданами документов по "Роте капелле". Неслыханный случай в истории разведки. Карл Гиринг в действительности только начал работу в "Роте капелле" и благополучно скончался от рака горла. Анатолий Гуревич был примерным ленинградским комсомольцем. Он свято помнил, что женщины за границей могут быть: а) проститутками; б) подосланными агентами разведки; в) если это честные женщины, то он своей связью не должен подвергать их смертельной опасности. Поэтому все время подполья Кент хранил в чистоте свой моральный облик. С отцом Маргарет Барчи и с самой Маргарет его связывали деловые отношения и чувство глубокой симпатии. Разведчик хотел бы быть рядом с этой красивой женщиной, но тактично скрывал свои чувства. Только когда его и Маргарет арестовали в Марселе, Кент, зная, что жить ему осталось, может быть, несколько дней, открыл свое сердце Маргарет, и дальше их любовь развивалась под неусыпным оком гестапо. Маргарет Барча дожила до преклонных лет и не переставала искать своего Винсента по всему миру. А в гестаповских застенках родила чудесного малыша, которого назвали Мишелем, кстати, имя ему дал Хейнц Паннвиц в честь своего сына. Мишель - успешный деловой человек, живет в Испании и периодически приезжает к отцу в Петербург. Он видел сериал, и свое мнение о том, как телевизионщики обошлись с историей его семьи, выразил в специальном письме в "Известия". Бомжеватая личность, представленная в конце фильма как Анатолий Гуревич, никогда не собиралась бежать за границу и предавать Родину. Более того, за все 13 лет, проведенных в гулаговских лагерях, он никогда не сетовал на свою страну, искренне считал все происшедшее с ним лишь недоразумением. Он твердо знает на своем личном опыте, кто на самом деле выиграл войну. На мое предложение охарактеризовать одной фразой свое отношение к сериалу, сказал, что одного слова мало. У него масса слов, он готов комментировать весь сериал с первого до последнего кадра, указывая, где и как оболгали и его самого, и его друзей и врагов. Подавать иск в суд Анатолий Маркович не будет, оставляет видеопасквиль на совести его авторов и на решение Высшего суда. В конце концов, каждый человек ответит перед Господом Богом за свою жизнь сам. КИНОАНАЛОГИИ Недавно в видеопрокате вышел фильм "Вокруг света за 80 дней" с Джекки Чаном в одной из главных ролей. Создатели кино открыто говорили, что в их фильме от истории Жюля Верна осталось процентов 10, но зато как весело. По этому же пути пошли и русские киношники - название фильма про одно, содержание - про другое, но зрители, привлеченные броским именем, все же его посмотрели, и уже не забота авторов, довольны они или нет. Американские принципы построения развлекательных шоу проникли и в историческое кино - и не только по форме, но и по содержанию. Может быть, такой принцип простителен для псевдоисторической "мыльной оперы" про бедную Настю, но зачем так же обходиться с "Красной капеллой"? Это не седая старина, еще живы если не сами действующие лица исторических событий, то их дети. Зачем оскорблять их родных и близких, зачем приписывать им небылицы? Ведь был прецедент, когда с иском к создателям кинематографического "Титаника" обратились родные одного из исторических лиц, действия которого показаны нетактично и оскорбительно. Были и обратные случаи, когда Татьяне Лиозновой пришла благодарность от семьи Шелленбергов за правдивый показ их отца и деда. К этому же примеру надо отнести теплые слова советских подводников создателям фильма про атомоход "К-19". Выходит, можно с историческим материалом обходиться тактично и в то же время показать его интересно и увлекательно. Несколько лет назад в российской Государственной думе предлагали рассмотреть вопрос о неэтичной подаче образа российских космонавтов в фильме "Армагеддон" и чуть ли не о вынесении бойкота американскому кино. Тут вроде бы все понятно - чужой стране нет дела до реального отображения российской действительности. Но в нашем же случае с "Красной капеллой" мы сами себя высекли. ЦЕНЗУРА НА АМБИЦИИ А может быть, не стоит так строго обходиться с авторами "мыльной оперы"? Они обычные люди, ничто человеческое им не чуждо. Сколько раз уже было в современной режиссуре: берут, например, что-нибудь из Шекспира (а он вечен, в нем есть все, и ничего ни убавить, ни прибавить невозможно), переносят действие в наши дни, меняют пол, расу действующих лиц и воплощают "шедевр" на сцене или экране. Когда режиссеру нечего сказать, он прячется за форму и эпатаж и ему совершенно нет дела до истинных глубин Шекспира. Тот же принцип ощущается и в экранизации подлинной истории "Красной капеллы". Сериал "Красная капелла" - это образец бесконтрольной свободы слова. И очень не хотелось бы, чтобы по этому сериалу молодежь формировала свое представление об одном из ярких эпизодов истории Второй мировой войны. Светлана КОСЫХ АНТИШТИРЛИЦ Пожалуй, впервые за многие постперестроечные годы на телеэкране нам попытались представить столь подробный кинорассказ о работе советских разведчиков в годы Второй мировой войны. Режиссеру Андрею Аравину достался более чем благодатный, насыщенный драматическими коллизиями документальный материал. Ведь та сеть тайных агентов, работавших на Москву, которую немцы, собственно, и назвали "Красной капеллой", накрыла Германию, Бельгию, Голландию и Францию. Добытые нашими разведчиками сведения имели важнейшее стратегическое значение. "Капелла" нанесла такой урон вермахту и фашистской Германии в целом, что лично Гитлер контролировал ход расследования, а затем утверждал смертные приговоры тем, кто был связан с этой организацией. В историю тайных войн случай "Красной капеллы" вошел как один из самых удачных примеров создания столь масштабной и разветвленной сети спецслужб, действующих на территории, занятой противником. Об этом написан не один десяток книг, сняты несколько фильмов (преимущественно в Европе). Настойчивая и целенаправленная рекламная кампания (как уже бывало не раз) усадила к телевизорам тысячи зрителей. Однако трагические события рубежа августа-сентября внесли свои коррективы в сетку вещания "России", когда сериал начал менять регулярное время выхода в эфир. В результате от показа осталось впечатление, не способствовавшее адекватному восприятию сериала, который, как известно, эстетически рассчитан на регулярность и стабильность просмотра. На привыкание, если угодно. Впрочем, в том и не было большой беды. Авторы "Красной капеллы" выстроили свое действо по всем законам детективного жанра, умело напрягая внимание публики как в финале каждой серии, так и по ходу сюжета, когда наши отважные разведчики ведут себя чуть ли не как истинные Джеймсы Бонды. Да, они были рыцарями без страха и упрека, но не до такой же степени беспечными относительно законов конспирации! Ссылка авторов на документальную основу повествования не убеждает. Хотя целый ряд эпизодов, действительно, происходил в реальности. Вроде того, что офис фирмы "Симэксо", служившей крышей для советской резидентуры в Бельгии, находился в одном подъезде со штабом немецкой зондеркоманды. Но никогда не было той мелодраматической ситуации, которую сочинили авторы сериала, сделав соседями руководителя "Капеллы" Жильбера (Андрей Ильин) и его преследователя Гиринга (Алексей Горбунов). На самом деле они познакомились лишь после того, как советский разведчик был арестован во время визита к дантисту (это так и было на самом деле!). Впрочем, желающих поймать создателей нынешнего телесериала на неточностях и выдумках можно отослать к недавно вышедшей из печати книге французского журналиста Жиля Перро "Красная капелла", которая представляет собой прекрасный путеводитель по суперсети ГРУ-НКВД в тылу Третьего рейха. В моих отношениях с сериалом его просмотр совпал с чтением книги. Поэтому домыслы и вымыслы получали опровержение буквально сразу же. Начиная с того, что Гилель Кац вовсе не был немым, и заканчивая тем, что в группе "Капеллы" оказался предатель, некто Ефимов. Не говоря уже о том, что основная деятельность тайной разведывательной сети разворачивалась не в Париже, а в Брюсселе и Берлине. И уж вовсе по-опереточному смешно выглядит современная часть сериала, когда в полицейском участке встречаются постаревшие Элен, возлюбленная Жильбера, и экс-разведчик из СССР Кент. Думаю, что авторам сериала было известно, что настоящий Кент (он же - Анатолий Гуревич) спокойно живет себе в Петербурге. Как говорили, в моем любимом фиьме "Семнадцать мгновений весны", маленькая ложь рождает большое недоверие. Авторы "Красной капеллы", судя по их заявлениям и по тому, что мы увидели на телеэкране, пытались создать фильм, опровергающий все прежние экранные представления о работе советских разведчиков. Особенно их раздражало отсутствие женщин в жизни такого героя, как Штирлиц. Их современное сознание никак не могло постигнуть его верности жене. Поэтому и сосредоточили они свое внимание не на подробностях тяжелой и опасной работы агентов тайной сети, а на любовных историях разведчиков. Да, у Кента была возлюбленная Маргарет. Только вот почему-то ничего не говорится, что у Леопольда Треппера (таково настоящее имя Жильбера) помимо его тайной дамы сердца по имени Жоржи де Винтер была еще и законная жена, которая начинала вместе с ним трудный путь по созданию разведывательной сети. В нынешней "Красной капелле" банальные представления о тайных агентах как о красивых мужчинах, ухаживающих за красивыми женщинами в красивых ресторанах, воплощены с удивительной и банальной наглядностью. Получился сериал не о работе разведчиков, а о том, как трудно им дается счастье любви. Этакая шпионская мелодрама наперекор Штирлицу. Может быть, у того же Треппера была и не одна возлюбленная. Но он как настоящий профессионал вряд ли бы раскрывался перед каждой дамой своего сердца. И уж совсем смешно выглядит финал сериала, когда главной репликой становится фраза о том, что Жильбер и Элен больше никогда не встретились. А об итогах грандиозной радиоигры сказано вскользь, между прочим. Однако если не пытаться воспринимать "Красную капеллу" как фильм, основанный на реальных событиях, то можно вполне насладиться и красивыми героинями, и мужественными героями, а более всего драматическим поединком Жильбера и Гиринга. Первый в исполнении Андрея Ильина предстает этаким ударником тайного разведывательного труда, не чуждым сентиментального мужества и сочувствия к своему оппоненту. Еще бы! Гиринга одолевает смертельный недуг. И целых пятнадцать серий он борется не столько с "Красной капеллой", cколько с самим собою. Алексей Горбунов, безусловно, хорош в роли страдающего гестаповца. Сей мрачноватый герой - полная противоположность известному персонажу по фамилии Мюллер, когда-то блистательно сыгранному Броневым в "Семнадцати мгновеньях весны". Однако мотив личного соперничества двух главных героев нынешнего сериала, повторяю, излишне утрируется. А уж тем более не стоило экранному Гирингу стреляться (вновь привет шпионской мелодраме!). Ведь его реальный прототип умер негероической смертью, скончавшись на больничной койке. Не вина, а беда создателей нынешнего телесериала в том, что, пытаясь разрушить существующие, по их мнению, штампы, они сами оказались во власти других, достаточно банальных представлений, как должна выглядеть работа разведчиков на экране. Законы конспирации и деятельности тайных служб скучны, однообразны и нудны, и абсолютно некинематографичны, но без их соблюдения деятельность любого тайного агента закончится, не начавшись. Понимаю, что после советской киноклассики о разведчиках - "Мертвого сезона" и "Семнадцати мгновений весны" - очень трудно сказать новое слово в этом жанре. Но, на мой взгляд, лучше уж промолчать, чем создавать на экране красивую и "развесистую клюкву" о героях и профессионалах тайной войны. Ведь в конце концов молодые зрители могут поверить, что так оно и было на самом деле.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.