КОРАБЛЬ ЖИВЕТ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА?
В октябре Российский морской регистр судоходства (РС) Проведет в Петербурге VII Международный семинар "Целевые стандарты - Новая концепция морской индустрии". <br>
Морская стихия, как все неизвестное, таит в себе опасности. Эта угроза усугубляется некачественным судоходством, актами терроризма и пиратства. Так, в 1997 году РС выступил с инициативой проведения международных семинаров по субстандартному судоходству. Это предложение поддержали представители Международной морской организации, Европейской комиссии, морских администраций разных стран, Парижского и Токийского меморандумов, Береговой охраны США, крупнейших ассоциаций судовладельцев и страховых компаний.
Вообще, по статистике, более 80 процентов морских аварий происходит по вине человека. Между тем, как отмечает генеральный директор РС Николай Решетов, имеются 4 столпа, на которых зиждется безопасное судоходство. Начать с того, что качество водного транспорта должно соответствовать международным стандартам (ИСО). Во-вторых, необходимо определять возможные риски, в-третьих, соблюдать Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), и наконец, человеческий фактор.
"Несмотря на то что мы боремся с аварийностью, суда все равно продолжают гибнуть, - разводит руками Николай Решетов. - Видимо, изучение человеческого фактора выходит за рамки чисто морской организации". К примеру, медики сегодня сошлись на том, что традиционный метод несения вахт - 4 часа на мостике и 8 часов отдыха - вредит здоровью. Исследования показали, что дневная вахта должна составлять 6 часов, а ночная лишь 2 часа. И это не просто слова. Именно неправильный режим ходового мостика стал причиной недавней трагедии в Каспийском море, где затонул бункеровщик. Вахтенный штурман проспал и не применил вовремя штормовые ограничения, в результате погибли 5 человек.
Для предупреждения возможных опасностей в 2003 году была внедрена система мониторинга "Виктория". Многие суда оборудованы специальной аппаратурой, которая "выдает" все нарушения. Так, за минувший год с помощью этой новинки удалось предотвратить 3 аварии. Начальник регистра судоходства отметил, что всего в классе РС состоят более 7 тысяч судов, зарегистрированных под флагами более 40 государств. Из них только треть соответствует международному стандарту безопасности - МКУБ.
Возвращаясь к предстоящему семинару, Николай Решетов отметил, что новые целевые стандарты начнут действовать с 1 июля 2005 года. Дело в том, что до сих пор суда строились на неопределенный период эксплуатации. Примером тому служит легендарный ледокол "Красин", которому через 3 года исполнится 90 лет. По новым целевым стандартам объективный срок эксплуатации - 25 лет, по истечении его судну будет запрещено появляться в море. На вопрос, что делать со старыми судами, Николай Решетов ответил: "Вот сегодня Россия продает 30-летнее судно Индии... Делайте выводы сами". Российский морской регистр судоходства основан в 1913 году. С 1996 года РС имеет статус признанного Европейским союзом классификационного общества.