ОНИ ДЕЛАЮТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Состоялась десятая церемония вручения призов Академии российского телевидения "Тэфи".<br>

В некотором смысле ее можно было бы назвать "юбилейной". Торжественность момента свято соблюдается всеми участниками этой игры тщеславий и амбиций, которая с каждым годом становится все очевидней. "ТЭФИ" всегда была неким барометром отношений медиа-сообщества и власти. Нынешний общественно-политический контекст российской действительности поначалу было подвигнул некоторую часть академиков (а их в списке аж 134 человека) на попытку громких заявлений. Однако коллективное письмо, сочиненное Эдуардом Сагалаевым и Ириной Петровской и посвященное проблеме свободы слова (куда же на телевидении без нее!), подписали всего 28 человек, а поэтому политический демарш не состоялся. К тому же основная часть церемонии хотя и транслировалась по каналу НТВ, но шла в записи и далеко за полночь, когда зрителей волнуют уже совсем другие проблемы, а не то, кто из ведущих лучше - Ольга Романова (Ren-TV) или Мария Ситтель ("Россия"). В итоге лучшей ведущей информационно-аналитической программой академики признали Романову, а ее программу - лучшей. Только вот почему-то за персональной наградой на сцену вышла... мадам Лесневская, фактическая хозяйка канала Ren-TV. Здесь-то и обозначилась вся проблематика церемонии "ТЭФИ", когда за награды борются отнюдь не личности, делающие телевидение, а продюсеры каналов, их владельцы. Они нынче чаще всего и выходят за наградами. Сами же академики подыгрывают сильным мира сего, раздавая всем сестрам по серьгам и награждая друг друга. Нынче ситуация дошла до абсурда, когда президент академии Владимир Познер был вынужден вручать приз самому себе как лучшему интервьюеру (заметим, что он получает такую награду второй год подряд). Ему вообще не позавидуешь. Особенно в той ситуации, которая случилась нынче в номинации "Журналистское расследование". Дважды при голосовании две программы набрали одинаковое количество голосов, и Познер, махнув рукой на все регламенты, вручил по золотой статуэтке каждой - "Иероглифу дружбы" госпожи Масюк и "Достоянию республики" (канал "Культура"). Странности церемонии бросаются в глаза из года в год. Я не пойму, почему на "ТЭФИ" так много номинаций - 37? И скажите мне, зачем делить церемонию на внеэкранные номинации (награды в них вручали накануне) и на экранные? Не значит ли это, что наше родное ТВ лишь подтверждает известный афоризм Познера о том, что если одну часть лошадиного туловища в течение полугода каждый вечер демонстрировать по телевизору, то и ее все признают звездой? Сомнительным выглядит и деление всего телевидения на информационное, документальное, художественное и развлекательное. Не говоря уже о том, что в иных номинациях соревнуются программы, которые являются абсолютными копиями зарубежных аналогов. Чем дальше, тем чаще церемония "ТЭФИ" оставляет ощущение некоего симбиоза VIP-тусовки и собрания диссидентствующей журналистской братии. Некоторые участники даже не удосуживаются досидеть в зале до конца, иные откровенно скучают, не скрывая зевоты. А иные академики просто не голосуют (напомним, что нынче победители в экранных номинациях определялись вновь прямым электронным голосованием в зале). В итоге сумма подаваемых голосов никогда не превышала ста. То есть примерно четверть академиков просто манкировала своими обязанностями. Где здесь объективная оценка телевизионного сообщества? Как элемент фрондерства можно рассматривать и присуждение "ТЭФИ" в номинации "Информационно-развлекательная программа" "Красной стреле", которая уже исчезла из эфира прошедшим летом. Аналогичным образом академики "поддержали" ушедшую в небытие программу "Свобода слова" Савика Шустера, назвав ее лучшим ток-шоу. А уж верхом смелости можно назвать присуждение специальной премии якобы опальному Леониду Парфенову, который ехидно назвал награду "венком на могилу "Намедни". И вновь было ощущение неловкости, когда Владимир Познер, прежде чем назвать фамилию Парфенова, рассуждал вслух о том, кому бы можно было вручить сию награду, упоминая уважаемых людей, присутствующих в зале. Отличие нынешней церемонии от предыдущих состояло в том, что нынче, пожалуй, как никогда раньше, не было выявлено одного канала-лидера. Федеральные монстры - Первый и "Россия" - финишировали примерно с одинаковым количеством золотых статуэток (7 и 8 соответственно). Чуть отстало НТВ (5 наград). Однако подлинным положительным знаком следует назвать лидерство канала "Культура", чьи программы заработали в общей сложности 10 золотых стауэток. Не совершил ожидаемого прорыва к успеху сетевой канал СТС, заработавший награды лишь в трех номианциях. Две из них - "Лучший продюсер" и "Лучший художник-постановщик" - за "Бедную Настю". Последняя так и не сумела подтвердить свой зрительский триумф успехом в профессиональной среде. А программе "Самый умный" дали приз как лучшей программе для детей, наверное, потому, что в прошлый раз явно ошиблись с подсчетами голосов. В нынешнем, юбилейном году, к сожалению, к участию в финале сумели прорваться лишь считанные программы из иных, кроме Москвы, телевизионных городов. Хотя на этапе предварительного отбора были представлены 665 заявок из 31 города России. Что лишний раз доказывает тот нехитрый тезис, с которого гордо начал свою вступительную речь на церемонии Владимир Познер: "Мы делаем телевидение". Только вот возникает каждый раз резонный вопрос: "А для кого вы его делаете? Для жителей Москвы и Московской области?" Впрочем, нынче Петербургу вряд ли стоит так уж и горевать о "ТЭФИ". Некоторые наши земляки были удостоены наград. Их получили: режиссер Игорь Шадхан (номинация "Режиссер документального фильма/cериала" - "Черный огонь", ТВЦ), оператор Дмитрий Масс (номинация "Оператор телевизионного художественного фильма/сериала" - "Участок", Первый канал), создатели мини-сериала "Честь имею" (режиссер - Виктор Бутурлин, канал "Россия"). Пожалуй, единственной бесспорной наградой на юбилейной церемонии выглядело вручение "ТЭФИ" Анатолию Григорьевичу Лысенко, благодаря которому в телевизионный эфир впервые попали многие наши классические программы и передачи, не говоря уже о тех, кого нынче величают "телеакадемиками".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.