ВЛАДИМИР ВЕРЕЩАГИН: ВСЯ МОЯ РАБОТА - ПОПЫТКА ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС "КУДА Я ИДУ?"
Завтра ему исполняется 55 лет. Он - всемирно известный экслибриссист, автор более 250 книжных знаков. Член Союза художников и в то же время свободный художник. Первым из российских графиков участвовал во Всемирном конгрессе экслибриса в Германии. Обладая даром организатора, стал учредителем фонда "Искусство малых форм". Его работы, наполненные тонким юмором и иронией, не просто отражение реальности, а преломление различных граней одной личности, в которой каждому зрителю несложно разгадать себя. А еще он носит древнюю художественную фамилию, которая, вероятно, энергетически подпитывает его творчество.<br>
- Владимир Евгеньевич, ваши великие предшественники, в частности, Верещагин-баталист, чьи полотна выставлены в Русском музее, - родня или однофамильцы?
- Об этом часто спрашивают. Я говорю, что Василий Васильевич - мой младший брат. После затянувшейся паузы люди делают круглые глаза: ну как же? Он жил век назад? - вот вам и ответ. Мы просто однофамильцы! Отражать жизнь на бумаге мне захотелось в детском саду, как всем нормальным детям. Родителям показалось, что у меня это получается лучше, чем у других. Без моего ведома они записали меня в изостудию. С того момента живопись и я - неразделимы. Потом появилась потребность работать с изображением, с печатными техниками, маслом, холстом.
- Ваше имя вписано в Международную библиографическую энциклопедию искусства современного экслибриса. Какое значение это имеет для вас? И какое место в вашем творчестве занимает экслибрис?
- Во второй половине ХХ века в Ленинграде появилась группа художников, которая в этой маленькой графической работе - экслибрисе - пыталась изобразить больше, чем просто хозяина библиотеки. Это были уже рассуждения о жизни, об истории. Ряд художников начали участвовать в международных выставках, используя возможность малой почты: просто конверт, просто гравюра, просто на Запад, просто на конкурс! Так начал открываться для Запада пласт Ленинградской группы. Хотя наше искусство находилось под мощным прессом идеологии, маленький экслибрис сумел как-то выскочить. Но не размер произведения определяет его достоинство, смысл и духовную сущность, а содержание и форма исполнения. Наша группа была отмечена в мире, с нами стали связываться, приглашать на выставки. Когда зашла речь относительно Энциклопедии, не знаю, по каким признакам, но был отобран я. Конечно, приятно, потому что это первая публикация о советских художниках, а сейчас уже многие упомянуты в этой Энциклопедии и достойно несут знамя российской графики в мир.
- Правда ли, что экслибрисы помогают восстанавливать старые библиотеки и прослеживать творчество художников?
- Конечно! Когда на книге стоит один знак или несколько, по ним можно проследить путь книг и вывести некую закономерность их движения. На некоторых книгах стоят экслибрисы с номерами, следовательно, можно иметь представление об объемах библиотек. Это огромная и интересная работа для исследователей. Раньше не только экслибрис, но и книгу могли себе позволить только состоятельные люди! Помните, книги печатались вручную с медных гравированных пластин не одним мастером и не один месяц. Это было очень дорогим удовольствием. Естественно, знак принадлежности также соответствовал стоимости. Сейчас, после небольшого затишья, состоятельные и образованные люди стали собирать библиотеки и обращаться с заказами! Потому что невозможно в этой жизни человеку любого уровня уйти от книги. Лишиться книги - смерть! Когда ребенок читает книгу с иллюстрациями, они приучают его общаться с книгой, а если он привык с нею общаться, значит, вырастая, человек привыкает знакомиться с историей, познавать человеческую мысль.
- Как вы понимаете, что в воображении возникла та картинка, которую хочется изобразить?
- Во-первых, потребность художника понять какое-то событие или момент. Во-вторых - заказ, который для любого художника является частью его работы. Здесь открывается многообразие вариантов. Иногда коллекционер просит сделать для него экслибрис на какую-то тему. Или экслибрис свободной темы, но чтобы это была моя рука. А дальше - внутреннее беспокойство. Попытка от него избавиться - это и есть работа. Беспокойство преследует постоянно, пока состояние не перейдет на холст, на бумагу. Потом это беспокойство передается людям, которые посещают мои выставки или коллекционируют мои работы.
- В чем вы черпаете вдохновение для такой работы?
- Мое творчество развивается в нескольких направлениях: экслибрис, живопись и графические листы. Иногда это бывают мистические состояния, когда сюжеты приходят во сне, как следствие дневной активности мозга. Или, скажем, можно ли пройти в жизни мимо такого явления, как Петербург? Не попытаться его изобразить и оставить на память то состояние, которое ты заметил, увидел, схватил? Для себя и для людей! Можно ли, живя в Царском Селе, в Павловске, не восхищаться прекрасными парками во все времена года и времени суток?
- Есть какая-то загадка жизни, которую вы разгадали при помощи вашего творчества?
- Человек каждый миг своей жизни занимается именно разгадыванием этой великой загадки. Все остальные вопросы - маленькие частички большого вопроса о том, зачем мы, откуда мы и куда? Это загадка человечества с тех времен, когда появилась человеческая память. Она, безусловно, останется загадкой и для всех последующих поколений.