ВОЗВРАЩЕНИЕ ХУДОЖНИКА
В корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка произведений художника Николая Загрекова. Проект "Николай Загреков. Возвращение в Россию" проходит в рамках года немецкой культуры в России.<br>
Имя художника прежде было неизвестно в России. Николай Загреков родился в Саратове в 1897 г., учился сперва в родном городе, затем переехал в Москву, где поступил во Вхутемас, его учителями были П.П. Кончаловский, И.И. Машков и Д.Н. Кардовский. В 1921 г. художник уезжает учиться в Германию, в Берлин. В Россию он так и не вернулся. При нацистском режиме лишился места преподавателя в училище. В конце 30-х годов потерял все связи с родиной. В 1945-1948 годах в доме Загрекова размещалась советская комендатура, в этот период он написал 12 портретов советских маршалов, большинство из которых ныне утрачены. Выставки художника проходили в Берлине, Париже, Мюнхене, Дюссельдорфе, Штутгарте, Гамбурге, Вене, Парме. Николай Загреков умер в 1992 г. в Берлине. После смерти художника было создано Общество друзей Загрекова, а его дом превращен в музей.
Возвращение имен забытых и неизвестных на родине художников, работавших за границей, дает возможность лучше понять, какое место занимает Россия в контексте мировой культуры, как сквозь призму русского искусства преломляются реалии "другого" мира, как взаимодействуют разные, на первый взгляд, культуры.
Николай Загреков был ярким представителем того времени, когда различные течения в искусстве бурлили в большом котле, не сменяя, но дополняя друг друга в причудливой и яркой картине беспокойного мира. Художник переходил от кубизма к экспрессионизму, от экспрессионизма - к "новой вещественности". Живопись, графика, портреты, пейзажи, натюрморты, плакаты, созданные Николаем Загрековым, складываются кусочками мозаики в портрет художника, жившего на стыке двух культур - русской и немецкой, на стыке множества направлений в изобразительном искусстве, в тяжелые для России и Германии, да и для всего мира, времена. И этот портрет художника, в свою очередь, занимает свое место на многофигурном полотне истории ХХ века.