ЧТО ИМЕЕМ - НЕ ХРАНИМ ИЛИ ХРАНИМ ПЛОХО
Появилось сообщение о том, что Госдума в скором времени по инициативе ЮНЕСКО собирается ратифицировать Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия. <br>
Насчет материального культурного наследия мы кое-что знаем. Правда, знание это довольно горькое. Спасать свое материальное культурное наследие мы начали тогда, когда обнаружили, что многие объекты этого наследия либо вообще погибли, либо, что называется, вот-вот. И этот процесс - увы - продолжается. Например, говорят, что один из таких объектов - дачу архитектора Штакеншнейдера - увидеть вообще теперь невозможно, хоть она и находится официально под охраной, но ее полностью растащили. Буквально. По кирпичику. Даже фундамента не осталось.
И все же с материальными объектами мы хоть знаем, что, по идее, надо делать. И знаем, что это за объекты. И многое уже делается. А вот с нематериальными дело обстоит хуже. Мы даже не представляем себе, что это такое. По версии ЮНЕСКО, это устные традиции, язык, обычаи, обряды, артефакты и культурные пространства, празднества, традиционные ремесла, исполнительское искусство, в частности театр и цирк. Все это действительно нуждается во спасении.
Наши городские уличные праздники, например, - зрелище совершенно жалкое. В сентябре довелось побывать на празднике урожая, который устроила некая фирма на Сенном рынке. Эстрада, перед ней несколько десятков мужчин, как нынче принято выражаться, кавказской национальности - торговцев Сенного рынка - и несколько десятков лиц пенсионной "национальности", покупателей того же рынка. А на эстраде, сменяя друг друга, лихо завывают разные рок-группы. Вот вам и весь праздник урожая. Это при том, что сам рынок действительно ломится от плодов осенней страды.
Официальные виды зрелищных искусств, не в лучшем положении. Скажем, цирк. Оказывается, государство поддерживало в основном объекты циркового искусства, а саму художественную деятельность - нет. Деньги тратились на строительство. В результате цирковые здания есть, а выступать в них некому, поскольку большая часть хороших артистов уехала за границу.
Но понять, что охранять из нематериального, недостаточно, надо знать, как это делать. Как верно было замечено, "угроза нематериальному наследию таится не только в забвении, но и в фальсификации, разного рода спекуляциях на народных традициях и верованиях, которых за последние годы появилось множество".
В Москве уже развернулась дискуссия по поводу того, что охранять из нематериального наследия и как это делать. У нас пока - молчок. Хотя нам очень надо бы провести хотя бы инвентаризацию того, что мы имеем в смысле нематериального наследия. А то от советского наследия - обрядов, символики и прочего, мы отвернулись, не советского не помним, нового не обрели. И все же кое-что из нематериального петербургского у нас есть. И следует понять, что из этого живо и достойно поддержания, а что может спокойно быть предано забвению.