ЖАНЕ УМЕЕТ ИСПОЛНЯТЬ ОТМЕННО...

В Двенадцатиколонном зале открылась выставка "Французский рисунок XV-XVI веков" из собрания Кабинета рисунков Эрмитажа.<br>

Екатерина Медичи, Генрих II, Франциск I, Генрих д‘Альбре, король Наваррский, Карл IX, Маргарита Савойская, Маргарита де Валуа, она же королева Наваррская, - эти имена с детских лет всем знакомы по лабиринту интриг Александра Дюма "Королева Марго". Кто же такой Жане? Оказывается, этим именем называли и отца, и сына - Жана и Франсуа Клуэ - придворных художников королевского двора Франции XVI века. Екатерина Медичи, французская королева, славилась меценатством и коллекционированием произведений искусств, но особой ее страстью был портрет, особенно карандашный. Итальянским портретистам она предпочитала французских мастеров, заказывая им многочисленные портреты придворных, людей своего окружения. В путешествия она брала портреты своих детей и просила каждый раз высылать ей новые. "Достаточно, если они будут карандашными", - писала королева. Портретные рисунки сначала исполнялись как этюды к живописным полотнам, затем, написанные непосредственно с натуры, более удобные для хранения в альбомах и более дешевые, что всегда приятно, они получили широкую популярность, приобрели самостоятельную значимость. Карандашные портреты вручались в дар на посольских приемах, посылались на память, подчеркивая романтические отношения, из них составлялись всевозможные альбомы. Обычно модели изображались в трехчетвертном повороте, в редких случаях в профиль, в анфас - единицы. Характерный для XV века крупный план головы со временем заменили погрудные или поясные портреты, не включавшие кистей рук. Изображение монарха следовало официальному канону, который строго определял позу и одежду главы государства. С таких рисунков делались копии, они служили образцом для живописного портрета, миниатюры, гравюры, с них чеканились медали. Карандашное изображение тиражировалось. Копии делали сами художники или их ближайшие ученики в мастерской. Специалисты до сих пор, оставляя вопросы рядом с именем, спорят об авторстве рисунков, что свидетельствует о высоком уровне мастерства таких копий. Поэтому значительную часть подобных портретных коллекций составляют старые копии. В эрмитажном собрании рисунков 130 листов французского карандашного портрета XV-XVI веков, среди которых 30 - "первой руки". При участии Д.А. Голицына, русского посла в Гааге, Екатерина II приобрела за 60 тысяч рублей сорок шесть картин и четыре тысячи рисунков разных школ из собрания бельгийского коллекционера графа Карла Кобенцля. В коллекции бельгийца находилось два рисунка - "Портрет Карла IX" и "Портрет Генриха д‘Альбре" - из многосотенного собрания Екатерины Медичи. Вместе с рисунками XV века, в эрмитажной коллекции это "Портрет мужчины в шляпе" Жана Фуке и работы Жана Бупдишона и Жана Перреаля, они относятся к редчайшим шедеврам произведений искусств. Выставка работает до 16.01.2005.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.