ИСПОВЕДЬ ДЕТЕЙ ВЕКА

В ЦВЗ "Манеж" состоялся фотовернисаж "Ритмы века".<br>

Идея тотальной фотофиксации в последнее время овладела миром целиком и полностью. Недавно один известный питерский фотограф удивлялся: "Прихожу в воскресенье в Летний сад, хотел поснимать... смотрю - все снимают, у всех в руках камеры, затворы так и щелкают..." И действительно, технический прогресс избавил фотопроцесс от утомительных проявки и печати, теперь это делается за пару часов в любом киоске, с другой стороны, наделил фотокамеры и пленку необычайно широкими возможностями для увлекательной творческой работы. И любой взявший в руки даже самую недорогую "мыльницу" чувствует себя настоящим художником, останавливающим мгновение. И то, что миллионы приобщились к творческому процессу, - хорошо. Массовость - залог развития отрасли. Но параллельно, к счастью, существуют еще и искусство фотографии, и настоящие фотохудожники, и выставки, которые осаждает публика. Так было на закрывшемся вчера в Манеже фотовернисаже "Ритмы века". Очереди в кассу и толчея практически у всех разделов экспозиции. И немудрено - 1000 работ, снятых лучшими фоторепортерами Петербурга, России и мира. Знаю, что многие ходили сюда по нескольку раз. Что тоже вполне объяснимо. Репортаж - это концентрация события, не просто снятого фотографом с большей или меньшей степенью подробности и мастерства, а еще как бы взломанного изнутри. Нам, зрителям, дается шанс пережить событие, почувствовать его насыщенную, накаленную атмосферу, ощутить запах и цвет, но у нас есть еще и уникальная возможность, которой лишены очевидцы, - можем рассмотреть, углубиться, осмыслить, стоя у картонного изображения. На фотовернисаже в Манеже потрясает масштаб. Прежде всего временной, количественный. От урока танцев в Смольном институте благородных девиц, снятого великим и вездесущим Карлом Буллой, до репортажа о трагедии Беслана, от которого холодеет кровь. И из невольных сопоставлений возникает портрет эпохи. Когда главные события нашей истории, запечатленные талантливыми фотохудожниками, собраны воедино, необычайно остро начинаешь ощущать, какой грандиозный век завершил второе тысячелетие! И в каком суровом его продолжении нам предстоит жить. Удивительно, но эту выставку удалось сделать так, что ни одного проходного, несущественного, неинтересного раздела на фотовернисаже не оказалось. Потрясающе яркие работы виртуозов фоторепортажа из агентства Рейтер и нашего Интерпресса, лучшие снимки фотоконкурса "Золотой объектив", персональные экспозиции москвичей Б. Кремера, А. Кондратьева, В. Семина. Лучшие питерские фотографы - П. Маркин, Д. Ловецкий, С. Максимишин, С. Беленький, Е. Асташенков, А. Захаров... За каждым из них свой стиль, свой мир, особая техника, подлинное мастерство и море человеческих страстей, ими запечатленных. Возле некоторых работ можно стоять долго-долго, всматриваясь, переживая, размышляя. Я, например, никак не мог оторваться от полного драматизма снимка Д. Ловецкого "Дочь подводника". Девочка лет 6-7 в ярко-красном плаще и с красным бантом прижалась щекой к гранитной плите, на которой виден портрет морского офицера. Как лаконично и как емко! Концентрация трагедий века в разделе "Горячие камеры" - репортажи с места военных конфликтов. В том числе и незабываемые снимки Феликса Титова, фотокорреспондента нашей газеты, пропавшего без вести во время первой чеченской войны. Но неподалеку совсем другие сюжеты. Блестящие снимки Марины Астаховой на религиозную тему. Оказывается, об этом можно говорить с мягким юмором и теплотой, уважительно, но без экзальтации. А сколько вообще юмора и острой наблюдательности разбросано по обоим этажам фотовернисажа! А архивные фотографии, а блестящая экспозиция-фотолетопись Челябинской области... Тут даже хотя бы перечислить все невозможно. Словом, "Ритмы века" в Манеже - безусловное событие. Оно еще требует анализа и осмысления, но уже сразу можно сказать, что абсолютное первенство Москвы в деле демонстрации фотоискусства отныне перестало быть непререкаемым.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.