"МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА": НАХОДКА ИЗ XVIII ВЕКА
Замечательный памятник эпохи барокко "Музыкальная азбука" немецкого композитора Готфрида Кирхгофа (1685-1746), считавшаяся безвозвратно утраченной, найдена и издана в Петербурге. Факсимильное воспроизведение оригинала, увидевшего свет в Амстердаме около 1737 года, осуществлено издательством "Композитор" (Санкт-Петербург). Героем сенсационной находки стал один из ведущих в России исследователей творчества Иоганна Себастьяна Баха профессор Консерватории Анатолий Милка. <br>
Как это порой случается, находка ожидала исследователя не в архивных глубинах, а на полке библиотеки Санкт-Петербургской консерватории. Все музыканты, которым прежде попадались на глаза эти ноты, считали, что имеют дело с известным сочинением.
По утверждению профессора Милки, находка ценна прежде всего тем, что, подобно "Хорошо темперированному клавиру" Баха, Кирхгоф примерно в этот же период (быть может, даже раньше Баха) создал сборник прелюдий и фуг тоже во ВСЕХ тональностях, что указано авторами на титульных листах их сочинений. Оба опуса представляют собой учебные пособия.
Готфрид Кирхгоф многие годы служил органистом и музыкальным директором церкви Святой Марии в Галле. Его сравнивали с Бахом в искусстве клавирной и органной игры. Иногда Баху приписывали опусы Кирхгофа. Сочинений его сохранилось мало. Но известно, что они были востребованы современниками. Так, Леопольд Моцарт, составляя для 7-летнего сына "Нотную книжку", включил в этот сборник скрипичную сонату и арию из клавирной сонатины Кирхгофа.
Приведенная в книге расшифровка нотных текстов дает представление об особенностях процесса обучения в баховское время, а сама "Азбука" позволяет современным музыкантам обогатить свой педагогический и концертный репертуар.