ТРИ В ОДНОМ
В конце прошлой недели Русский музей представил своим посетителям сразу три новые выставки - на любой вкус. <br>
Корпус Бенуа откроет свои двери тем, кого интересуют неизвестные страницы русского авангарда. Латвийский художник Волдемарс Матвейс (выступавший под псевдонимом Владимир Марков), несмотря на раннюю смерть, сыграл большую роль в его развитии. Наряду с Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой и Ольгой Розановой он был одним из участников "Союза молодежи", действовавшего в Петербурге в 1910-х годах. Однако не ждите от произведений самого Матвейса ни намеков на супрематизм Малевича, ни следов лучизма Гончаровой и Ларионова, ни радикальности рельефов Татлина. Серии его итальянских этюдов от более знаменитых собратьев досталась лишь яркость колорита, смелое сочетание контрастных цветовых плоскостей. Другие его пейзажи передают туманную взвесь Петербурга или утреннюю дымку Парижа, как это умел делать Борисов-Мусатов.
Основной вклад Волдемарс Матвейс сделал в теорию живописи. Эта сторона его деятельности представлена на выставке многочисленными архивными материалами. Но еще интереснее, что он одним из первых заинтересовался культурой Африки, острова Пасхи, Северной Азиии и подчеркнул ее роль в развитии современного искусства. Снимая скульптуры, художник достиг высокого уровня мастерства и в фотографии: его снимки экспрессивны и выразительны. 90 лет назад Волдемарс Матвейс умер, даже не успев представить свою выпускную работу в Академии художеств.
Строгановский дворец продолжает специализироваться на фотографии. Американец Роджер Баллен, геолог по образованию, начал работать в Южной Африке, и эта страна покорила его. Не имея специального образования, он начал фотографировать и вот выпустил в свет уже несколько книг собственных фотографий. На выставке - 75 работ из его последней книги "Далекая страна". Жестокие в своей черно-белой бескомпромиссности, его фотографии сначала кажутся постановочными. Но по мере того как переходишь из зала в зал, понимаешь, что придумать эти разводы на стенах, сочинить такие взгляды, выстроить эти позы невозможно. Только жизнь рядом может позволить фотографу так близко подойти к этим людям, заглянуть в пропасть их снов, вместе выпить отчаяние ежедневного существования, сквозь листву увидеть солнце мечты.
Михайловский замок представляет еще одну художницу американского происхождения, но где ее родина - сказать трудно. Шейла Айшем, будучи женой дипломата, исколесила весь мир. Два года она жила в Москве (это было при Хрущеве) и изучала русский авангард. Ее картина с синим кругом в красном квадрате, а также этюды русских церквей - привет тем временам. В Китае она увлеклась философией Книги Перемен. Технику китайской каллиграфии Айшем стала использовать в своих графических работах. Ее увлечение животным миром в цикле картин "Космический миф" - родом из Индии. Гармония жизни на острове Гаити привела художницу к идее космизма, и появились картины о "Космической земле". Одно не менялось на протяжении всего ее творческого пути - любовь к чистым цветам и ярким краскам. "Мое искусство основано на духовных практиках. Я искала общие основания разных культур и находила их в духовном", - сказала Шейла Айшем перед открытием выставки.
Итак, посетителям Русского музея есть из чего выбирать: жесткие фотографии Роджера Баллена, яркие абстракции Шейлы Айшем или культурные связи Петербурга с Литвой в творчестве Матвейса. Впрочем, зачем подвергать себя мукам выбора - надо смотреть все, ведь завтра нас уже ждет что-то новое.