ЩЕЛЕЙКИ: СУЕТА ВОКРУГ ЗАБОРА

Попытка восстановления гибнущего памятника русского деревянного зодчества.<br>

Автобус высаживает нас прямо напротив церкви. Раннее утро, и в деревне ни души. Только что прошел дождь. Мы взваливаем тяжелые рюкзаки на плечи и отправляемся месить грязь на кривых деревенских тропках. Нас пять человек. Мы - бригада добровольцев, приехавших в Щелейки с целью хоть как-то приостановить процесс гибели деревянной церкви Дмитрия Мироточивого. В нашем распоряжении пять дней и гора материалов, предоставленных местной администрацией. День первый. Ставим лагерь на берегу Онежского озера, примерно в 1,5 км от деревни. Вооружаемся топорами и отправляемся к храму. Первое, что надлежит сделать, - восстановить рухнувшую ограду погоста, оградить его от коров, меланхолично трущихся о столбики крыльца и бесцеремонно вытаптывающих старинные могилы. Сооружаем лестницу и взбираемся на полуразрушенную крышу алтарного прируба, которая течет уже не первый год. С ужасом обнаруживаем, что здесь ничего не сделать: доски и бревна превратились в труху, даже гвоздь не вобьешь. Между тем местная бабушка приносит нам домашний творог и парное молоко. День второй. Будущие столбы ограды свалены в кучу на соседнем участке. Их 80 штук, и необходимо очистить их от коры. Уходит на это полдня. На западной стороне, справа от крыльца колокольни, находим гору гранитных блоков, две ушедшие в землю могилы и человеческий череп. Старики советуют зарыть его на кладбище, да поглубже. Приходит староста деревни Александр Зайчиков, приносит пакет изумительной копченой рыбы. "Конечно, нужно понимать, - говорит староста, - что при нынешнем состоянии храма ваша работа скорее символ, чем реальная помощь. Но с вашим появлением у нас возродилась вера в то, что церковь удастся спасти. Пути Господни неисповедимы". День третий. Дожди не прекращаются, и во время особенно сильных ливней нам приходится прерывать работу и прятаться на высоком переходе между колокольней и церковью. Во время одного из таких ливней прямо на моих глазах ручейками протекает крыша в молельном помещении храма и на дощатом полу образуется гигантская лужа. Сразу опускаются руки. Между тем все ямы под столбы выкопаны, остается только перенести их к погосту и водрузить на место. Но это оказывается непосильным делом: мощные бревна впитали в себя столько дождей, что мы едва можем справиться с одним столбом. Зайчиков сообщает, что договорился о том, чтобы эти бревна перевезли. Тем временем из двух огромных брусьев мы сооружаем ворота, как сказал смотритель церкви Юрий Кудрявцев - чтобы было, где покойников возить. День четвертый. Рано утром из Вознесенья приходит трактор с недостающими материалами, перевозит бревна к храму, и работа вступает в заключительную стадию. Все утро льет жуткий дождь, но мы уже не обращаем на него внимания. Самым сложным оказывается установить столбы на северной стороне - здесь низина и настоящее болото, в каждой ямке скопились целые озера, приходится высыпать в них по два ведра камней, чтобы столб стоял прочно. Тем не менее к вечеру все столбы вкопаны, и мы принимаемся за забор. Тучи ушли, выглянуло солнце, и работа пошла как по маслу. Пришел местный художник Коля, уселся на крыльце колокольни, раскритиковал наши ворота и пообещал нарисовать эскиз их художественного оформления. Позже появляются туристы из Москвы. Показываю им храм, они оставляют в баночке несколько монет, сочувственно кивают головами и уезжают. День пятый. К работе подключается местная молодежь - мы объясняем и показываем им, что и как мы делаем. После нашего отъезда они, надеюсь, продолжат дело. До отъезда еще 7 часов, и мы принимаемся за работу. Над нами безоблачное небо и солнце, пахнет свежескошенной травой, по дороге бредет стадо коров. Чем не рай? Машина довозит нас до Вознесенья, садимся на прямой автобус на Петербург. Гляжу в окно, за которым плывут забытые богом деревеньки, могучие леса и поросшие бурьяном поля. Странное ощущение осталось от проделанной работы. Если подходить к ней с позиций реализма, становится ясно, что новый забор церковь не спасет. Более того, даже одна спасенная церковь не изменит той ситуации, что складывается сегодня вокруг русского деревянного зодчества. Эти пять дней на старинном погосте - всего лишь капля в том океане дел, которые здесь необходимо сделать. Но ведь без песчинки не бывает жемчужин? Автор выражает благодарность депутату ЗС Ленобласти Михаилу Агафонову и главе администрации поселка Вознесенье за участие и неоценимую помощь.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.