ЭРМИТАЖ В ПОДАРОК

На прошлой неделе в Главном штабе с большой помпой открылась выставка Анатолия Белкина "Золото болот. Собственная версия". В шести залах выставлены рисунки, коллажи, скульптуры, карты и всевозможные археологические "находки" - от мумий и лодок-плоскодонок до украшений и предметов быта, обнаруженные в ходе исследования "Болотной цивилизации". <br>

Собственно, предыдущей выставкой современного русского художника в Эрмитаже были инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых этим летом. До этого Эрмитаж не показывал "живых" отечественных художников. Выставочная политика музея строилась прежде всего на основе шедевров из лучших музеев мира и на ретроспективах из собственных запасов, благо их хватит еще не на один музей. Сравнительно недавно Эрмитаж открыл свои двери и для современного искусства: Сай Твомбли, Билл Виола и Ширин Нешат, Джордж Сигал, Луиз Буржуа, Пьер Сулаж. Все это мастера, признанные мировым художественным сообществом, как и Илья Кабаков. Конечно, решать, кто достоин Эрмитажа, а кто нет, - задача не из легких. У кого-то найдутся возражения и против Кабакова, а другим только Белкина и подавай. Однако вкусы вкусами, но есть и некий масштаб, уже заданный предыдущими выставками в Главном штабе. Петербургский художник Анатолий Белкин, по совместительству редактор глянцевого журнала "Собака.ru", в этот ряд живых классиков при всем уважении к его заслугам в искусстве как-то не вписывается. Главный штаб после реконструкции должен стать для Эрмитажа полигоном для экспериментов в современном искусстве - там планируют формировать и постоянную коллекцию, и проводить временные выставки. Но само выставочное пространство Эрмитажа воспринимается как некий знак качества, которого нужно быть достойным. Сколько достойных в очереди среди петербургских и шире - российских художников? У каждого свой список. Эрмитаж сделал Белкину подарок с барского плеча - на первый взгляд он оказался великоват. Будь его псевдоархеологическая выставка, на остроумную идею раскопок цивилизации карликов нанизавшая все творчество Белкина последних лет, выставлена в любом другом месте города - хотя бы в том же Мраморном дворце (который для Русского музея уже стал лабораторией для опытов), - вопросов к ней не было бы. Можно было бы говорить о достоинствах и недостатках самой экспозиции, об убедительности выстраиваемого художественного мира, о влиянии тра- диций кунсткамер и т. д. и т. п. А так: где Эрмитаж и где Белкин?
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.