ЮБИЛЕИ В "ЗАЗЕРКАЛЬЕ"
Александр Петров, создатель и художественный руководитель "Зазеркалья", и главный дирижер театра Павел Бубельников празднуют свои юбилеи любимыми спектаклями. <br>
"Зазеркалье" - театр молодой во всех отношениях: он появился на свет в 1987 году, и большинство труппы составляют молодые артисты, почти все - выпускники Александра Васильевича Петрова, преподавателя Академии театрального искусства. Зрителям, конечно, хорошо известен и еще один "отец-основатель", бессменный дирижер Павел Аронович Бубельников (интервью с ним - в ближайших номерах "НВ").
31 октября снова звучала музыка Гершвина, и в течение двух часов зрители смогли прожить почти целую жизнь с обитателями негритянского квартала одного из южных городов США. "Порги и Бесс" - удивительно стильный спектакль от костюмов и сценографии, созданных Аллой Коженковой, до танцев, поставленных Олегом Игнатьевым. Действие разворачивается очень динамично, а яркие танцевальные сцены выгодно контрастируют со сценами лирическими. Часть оркестра расположена прямо на сцене - и невозможно без восторга наблюдать, например, за музыкантом, исполняющим соло на ударных, или за вальяжным пианистом, который временами как будто просто импровизирует для собственного удовольствия. И совсем не важно, что у исполнителей не темный цвет кожи, если рассказанная ими история так убедительна - ведь и сам Джордж Гершвин негром не был.
9 ноября можно будет увидеть (и услышать) едва ли не самый известный спектакль "Зазеркалья" - оперу Джакомо Пуччини "Богема". В этой постановке очень ярко проявилась отличительная черта режиссерского дарования Александра Петрова - глубокая человечность. Внешнего действия в "Богеме" не так много, известных мелодий - и того меньше, и, казалось бы, эта опера из числа тех, на которых неискушенный слушатель только и ждет, когда же наконец можно будет отправиться в буфет. Но на самом деле невозможно равнодушно наблюдать за перипетиями отношений героев, нельзя без улыбки следить за шутливым поединков молодых людей или за сценой в Латинском квартале. А сцена смерти Мими поставлена так просто и вместе с тем так пронзительно, что писать об этом трудно - нужно увидеть собственными глазами. В "Богеме" оркестр занимает непривычное для зрителя место - он расположен в глубине сцены, а дирижер Павел Бубельников выступает в роли еще одного героя оперы - недаром Шонар, который по Пуччини должен был быть музыкантом, здесь уделяет больше внимания фотографии... Добавлю еще, что роль поэта Рудольфа исполняет солист Мариинского театра Евгений Акимов.
Надо думать, большая часть души каждого из юбиляров принадлежит именно "Зазеркалью", однако их творческая деятельность не ограничивается только этим театром. Александр Петров, начавший свою режиссерскую карьеру еще в Малом театре оперы и балета им. Мусоргского, осуществил несколько постановок в Болгарии, а также в Одессе, Красноярске, Тбилиси, Минске и в других городах. Отправляясь в Мариинский театр на оперы "Соловей" Игоря Стравинского или "Любовь к трем апельсинам" Сергея Прокофьева, вспомните о том, что они также поставлены Александром Петровым. В его же постановке на сцене АБДТ им. Товстоногова несколько лет шел спектакль "Мещанин во дворянстве". Любители симфонической и оперной музыки хорошо знают Павла Бубельникова (который также много лет проработал в Малом оперном), например, по концертам в Филармонии; своей гастрольной деятельностью он известен и далеко за пределами России. В 1996 году дирижер выпустил балет Джорджа Баланчина "Хрустальный дворец" на сцене Мариинского театра.
Если же вам не удалось найти время послушать "Порги и Бесс" или не успеваете на "Богему" - отправляйтесь на любой другой спекталь "Зазеркалья". Премьера прошлого сезона, спектакль "Любовник Мельпомены", на музыку нашего современника петербуржца Банщикова посвящена памяти основателя русского театра Федора Волкова. Постановки, подобной этой, вы не увидите больше ни в одном театре Петербурга: здесь и настоящие оперные арии и ансамбли, и драматические сцены, и пародийная пастораль, и интересные хоровые моменты (исполняемые камерным коллективом Юлии Хуторецкой), и настоящая трагедия, и высокая любовь. "Детский альбом" на музыку Чайковского, напротив, идет уже много лет. В нем все просто: практически нет ярких эффектов, скромная сценография, известные с детства мелодии - но именно простота увлекает юных зрителей, заставляя их с неослабевающим интересом следить за происходящим на сцене, а взрослых - прятать внезапно подступившие невыплаканные детские слезы. Словом, приходите на Рубинштейна, 13, - и вы вряд ли пожалеете о потраченном времени.